Тяните, Шура, тяните!
Кто имел возможность представить, что в один красивый момент к нам косяком повалят клиенты с жалобой на порванные ремни. «Но разрешите, – скажет читатель, – как может порваться ремень, рассчитанный на упрочнение в тонну – мотор на такое не может!» В самом деле, новый не порвется. Но, сползая, он трется кромкой о реборду ролика, больше изнашивается – и провал неизбежен. Рвение ремня сползти с ролика может разъясняться разными обстоятельствами.
Сейчас все почаще лицезреем бракованные ремни – переменной жесткости по ширине. Ползут сходу, по окончании первого запуска мотора. Для проверки такой ремень переворачиваем.
Пополз в другую сторону – остается снять и выбросить. Эта заболевание не лечится.
В любом магазине возможно узреть ролики от разных поставщиков. А что неспециализированного? Во-1-х, в конструкции подшипника (в большинстве случаев дешевенького, однорядного) и эксцентрика. Последний при регулировке задерживают мелким ключиком с 2-мя штифтами, а не массивным ключом «на 30», как было ранее. Чем управлялся разработчик – тайная.
Дополнительный ключ в арсенале мастера – где же тут экономия! Но самое неожиданное следствие «технического прогресса» – это не так долго осталось ждать повалившие к нам авто с погнутой шпилькой М10, на которой закреплен ролик. Ремень сползает с ролика, кромка трется о конец – и реборду закономерен.
Как горе-мастера гнут шпильку? Эксцентрик фиксируют в подходящем положении тем, хилым ключиком, гайку же затягивают жёстким ключом «на 17». И затягивают «от души» – кому придет в голову держать под контролем момент затяжки, как это положено, динамометрическим ключом! Заместо положенного – максимум 4,2 кгс.м, выходит столько, что удержать эксцентрик от проворота не удается, в особенности в случае если мастер о физике этого дела имеет туманное представление. Надавил покрепче – шпилька согнулась.
На глаз неприметно, но, по-отечественному опыту, смещение ее финиша хотя бы на 0,1 мм уже способно привести к перекосу ролика, «сгоняющий» ремень.
Самая же громадная неприятность, подстерегающая горе-мастера или автомобилиста, – это вырыв упомянутой шпильки из отверстия дюралевой головки блока. Ремонт вне промышленного цеха непрост. Пробы по-скорому рассверлить отверстие дрелью и позднее «перерезать» резьбу в большинстве случаев завершаются перекосом оси…
Рис. 1. Несложный кондуктор для обработки гнезда под шпильку натяжного ролика. В этом случае изготавливаем кондуктор (рис.
1). Сначала с отверстием поперечником 10,3 мм – для рассверловки гнезда под шпильку. (Мастер сверлит, помощник хорошо держит кондуктор.) Позже кондуктор рассверливаем до 12 мм – под метчик М12х 1,25. Нарезав резьбу в головке, вытачиваем ремонтную шпильку.
Видите, сколько заморочек. А ведь затяжка гайки сумасшедшим упрочнением совсем не нужно. Но тянут…
Второй минус ролика – его однорядный (в большинстве случаев!) шарикоподшипник. Тут разумеется «конфликтующие» требования: если не будет зазоров, подшипник трудиться не сумеет, но чем больше зазоры, тем возможнее перекос узла под нагрузкой от натянутого ремня, в случае если тот хоть малость сдвинут от плоскости симметрии. Из-за чего бы не поставить двухрядный подшипник?
Как на движке VAZ 2105 и в роликах первых переднеприводных автомобилей. Но на данный момент на этом сберегли. Что все-таки делать автомобилистам?
Беря ролики, кропотливо выбираем лишь те, у каких вольный движение (по последней мере – в руках) не чувствуется. А перед установкой добавляем в подшипник смазки – весьма часто ее в том месте практически нет.
Беговая часть ролика – особая песня! Кое-кто еще не запамятовал, как потрясающе трудился натяжной ролик мотора VAZ 2105. Беговая часть – точная металлическая подробность. Обмеряя микрометром пластмассовый ролик, такие «чудеса» геометрии, что за производителя постыдно.
Рабочая поверхность возможно округлой, ступенчатой, конусообразной и т.д. На громадных оборотах тут «в миниатюре» не редкость то же, что с колесами при скоростной езде по разбитой дороге, – вибрируя, ремень сползает кроме того от мелкого упрочнения.
Последующий нередкий виновник капризов ремня – помпа. Перекос ее оси недопустим. Рядовая обстоятельство – износ подшипников, о чем мы неоднократно гласили.
Самые же неприятные воспоминания оставляет участившийся производственный брак – это в то время, когда сам корпус помпы относительно блока перекошен. Такие недочёты приходится ликвидировать в промышленных параметрах.
Рис. 2. Схема корректировки положения ролика: 1 – в случае если ремень сползает к движку; 2 – в случае если ремень сползает от мотора. Не редкость, что ремень сползает из-за негативного сочетания нескольких событий, ни одна из которых сама по для себя не показалась бы жёсткой. Как обнаружить «виновников»?
Да никак! Возможно поступить легко: силе, заставляющей ремень сдвигаться повдоль оси ролика, противопоставить другую, корректирующую. Легче всего это сделать, искусственно «перекосив» ролик в подходящую сторону. Зависимо от того, куда ползет ремень, под торец эксцентрика (см. рис. 2) подкладываем прокладку (дюралевая фольга и клей): положение оси ролика корректируем в той же плоскости (А-А), в какой действует упрочнение натянутого ремня.
Начинаем с прокладки шириной около 0,1 мм. (Материала – дюралевых пивных банок около навалом!) В большинстве случаев, по окончании определенной (неминуемой) возни подбираем нужное положение ролика – и от «сбегания» ремня избавляемся.
Случайные статьи:
Ленинград — Ч.П.Х.
Статьи по теме:
-
ТЯНИ-ТОЛКАЙВ СЕМЬ ХОДОВ В УЧЕБНОМ РАЗДЕЛЕ 1-ый УРОК — Физическая культура (ПРОБЕЖКА ЗА АВТОМОБИЛЕМ, УПРАЖНЕНИЯ С БРЕВНОМ), 2-ой — ФИЗИКА ТОРМОЗОВ,…
-
За прошедший с последнего отчета год на одометре «ФИАТа-Албеа» прибавилось 20 000 км. Чем повеселил и чем огорчил «итальянец» русского производства? Fiat…
-
Совместим типы привода с запросами клиентов. ЗАДНИЙ ПРИВОД Последовательное размещение агрегатов (двигатель-коробка передач-основная передача) сулит…