Автомобильные новости на Рен клуб

Добро пожаловать!

Автомобильные новости на Рен клуб – это постоянно обновляющийся кладезь информации о том, что происходит в автомобильном мире.

Ностальгический медведь

НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ МЕДВЕДЬ

ТЕХНИКА

АВТОПРОМ

НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ МЕДВЕДЬ

Пожалуй, он на данный момент имел возможность бы являться эмблемой Ярославского моторного завода.

Леонид САПОЖНИКОВ. Фото Бориса Саранцева

Сначала БЫЛИ Авто

1-ое, что показалось очевидным на местности, — встречный КрАЗ с фигурой медведя на капоте. 40 лет прошло, как Ярославский автомобильный завод перевоплотился в ЯМЗ, передав создание машин на Кременчугский комбайновый. А ностальгия живая.

Водители местных КрАЗов, ублажив, чем положено, литейщиков, настойчиво декорируют украинский грузовик родным медведем…

Завод исчисляет собственную авто биографию с 1916 года. А дизелестроительную — с 1933-го, в то время, когда тут был сделан и испытан 1-ый здоровый российский дизель-мотор Коджу (6 цилиндров, 87 л. с.). Возможно представить, с каким трепетом заводчане провожали грузовик Я-5 с этим движком в пробег Ярославль — Тбилиси — Москва: заглавие расшифровывалось как Коба Джугашвили. К счастью для создателей, Я-5 доехал до финиша.

Но освоить серийный выпуск при тогдашней культуре производства не посодействовало кроме того заглавие.

В войну ЯАЗ делал гусеничные тягачи для корпусной артиллерии. В особенности ценили фронтовики Я-12 с южноамериканским силовым агрегатом (4-х цилиндровый двухтактный 110-сильный дизель Джи-Эм-Си 4-71 и пятиступная коробка). Во второй половине 40-ых годов двадцатого века завод начал производить на его базе агрегат ЯАЗ-204. По лицензии, — вспоминают тут на данный момент, но не верится: какая в том месте лицензия в разгар прохладной войны!

Первым своим серийным дизелем стал шестицилиндровый четырехтактный ЯМЗ-236. Эта базовая модель семейства 130/140 (где 130 мм — поперечник поршня, а 140 мм — его движение) отправилась с сборочного потока в октябре 1961-го для Кразов и комплектации Мазов. Позже добавились восьмицилиндровый ЯМЗ-238 и его тракторная модификация с турбонаддувом ЯМЗ-238НБ.

Наддув был еще так в диковину, что при опробованиях первых турбокомпрессоров стенды, опасаясь осколков, опускали под почву…

Семейство 130/140 выяснилось феноменально жизнестойким и разрослось до 52 модификаций и моделей. Оно и поныне есть главным (а в действительности — единственным) кормильцем ярославских моторостроителей.

— Мы ставим отечественные движки на 278 изделий, — не без гордости сказал мне основной конструктор Юрий Субботин. И продемонстрировал впечатляющую сводку заявок от потребителей из стран СНГ.

В числе этих изделий — комбайны и тракторы, катера и тепловозы, экскаваторы, дорожные катки и автогрейдеры, компрессорные станции, дизель-генераторы… Но сперва, конечно, грузовые авто. Наибольший клиент — Минский автомобильный завод.

Захирел и сдал прежние позиции КрАЗ (меньше 400 моторов забрал в течение последних трех месяцев), но сейчас список потребителей пополнили УралАЗ и ЗИЛ. Оба, действительно, не от хорошей судьбы, а из-за жёстких заморочек.

В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ ВУНДЕРКИНДА

Драматичность судьбы: о ярославских дизелях делают выводы по самому старенькому семейству 130/140, наряду с этим весьма часто по ранешным моделям. Их ценят, в особенности в глуши и глубинке, за ремонтопригодность и живучесть, но ропщут на чрезмерную массу, неэкономичность, мелкий ресурс. Меж тем семейство-ветеран перетерпело три громадные модернизации, и его последние представители имеют весьма солидные характеристики.

Так, удельный расход горючего удалось понизить с начальных 175 г/л. с. в час до 145, а угар масла — с 2% от расхода горючего до 0,2%. Удельная масса движков, составлявшая 4,5 кг/л. с., стала меньше примерно в полтора раза.

ЯМЗ-7511 — собственного рода вундеркинд в этом семействе. Мощность выше, чем у всех восьмицилиндровых родственников, — 420л. с. Соответствие экологическим нормам Евро-2. Ресурс увеличен до 800 000 км за счет полостного остывания поршней, азотированного коленвала и т. п. Минский автомобильный завод с покон веков ложит на 7511 надежды: такой движок весьма нужен автопоездам полной массой порядка 40 тысячь киллограм.

Но в текущем году АО Автодизель сумеет выпустить менее 500 штук: вращающий момент возрос со 125 до 175 кгс.м, потому необходимы новое новенькая и сцепление коробка.

— Сцепление диафрагменного типа мы сделали, — гласит Юрий Субботин, — сконструирована и девятиступенчатая коробка, но нет средств на подготовку производства, на приобретение оборудования.

Переговоры с 2-мя западными компаниями о разработке коробочного СП лишь начались и ведутся ни шатко ни валко. При фуррора совместные коробки покажутся по окончании 2000 года, в канун Евро-3, в то время, когда вундеркинд перевоплотится в перестарка…

НА ГРЕБНЕ ГИГАНТОМАНИИ

Не считая семейства-долгожителя 130/140, ЯМЗ освоил очередное, которое уместно было бы именовать семейство-неудачник. Его размерность — 140/140 (иначе говоря поперечник поршней увеличился на 10 мм, а движение не поменялся). Эти восьмицилиндровые наддувные движки предназначались, приемущественно, для массивных тракторов К-701 ленинградского Кировского завода.

В тракторном исполнении они имели 350 л. с., в авто — до 425. На их создание был нацелен моторный завод, выстроенный в районном центре Тутаеве под Ярославлем на берегу Волги. На самом же Ярославском заводе решено было производить 12-цилиндровые модели этого семейства: 650-сильные для карьерных самосвалов БелАЗ и 800-сильные для минских ракетовозов.

Проект был по тем временам (последнее застойное десятилетие) весьма конъюнктурным и гулким. Тут вам и ленинградский флагман казахстанских степей, и плачущие в карьерах гиганты — любимые храбрецы тогдашней победной кинохроники. В шумихе утопали голоса маленьких оппонентов, каковые обосновывали, что подымать мощность целесообразнее форсировкой мотора, а не увеличением его количества.

Сомневаюсь, что моторы, рожденные гигантоманией, выдержали бы конкурентнсть в параметрах рынка. Но до конкуренции просто не дошло: флагманы степей стали не нужны, ракетовозы — также. БелАЗ, по словам ярославцев, брал бы эти моторы, но лег Тутаевский завод, растерявший специалистов.

А конкретно из Тутаева Автодизель приобретал комплектующие для 12-цилиндровых моделей этого семейства.

Утешением могут служить лишь Подвескаивные победы. КамАЗы, удачно стартовавшие в 1995-1996 гг. в марафонах Париж-Пекин, Гранада-Дакар и Париж-Улан-Батор, были обустроены движками ЯМЗ-846 140/140, мощность которых повысили до 750 и 830 л. с. форсировкой по подаче и оборотам горючего. В 1997-1998 гг. в рейдах Париж-Москва и Париж-Гранада-Дакар принимал участие и 1050-сильный монстр на базе 12-цилиндрового ЯМЗ-847.

И, как просили выделить Подвескасмены из Набережных Челнов, с которыми я повстречался в Ярославле, движки в сверхэкстремальных параметрах ни при каких обстоятельствах не подвели.

ЧТО Потом?

Пора сообщить о 2-ух многообещающих семействах, с которыми Ярославский моторный хочет войти в ХХI век. Их размерность — 130/150 и 102/122.

Идея первого продиктована теорией. По современным понятиям, для рационального протекания рабочего процесса отношение хода поршня к поперечнику должно лежать в границах 1,15-1,20. Движки 130/150 удовлетворяют этому условию, сохраняя простой размер поршня.

Не считая того, при такой размерности количество выходит круглым — 2 литра с цилиндра. И дело тут не в красе цифр, а в том, чтобы не переступить верхнюю границу собственного класса и не подпасть под более строгие требования — экологические, налоговые и т. п. Кстати, у движков 102/122 количество ровно вдвое меньше.

— Подход к конструированию обоих семейств единый, — поведал основной конструктор. — В их сначала закладывается соответствие Евро-2 и возможность модернизации под последующие ужесточающие нормы. Вводится новенькая совокупность топливоподачи с применением электроники, современные цилиндро-поршневая несколько, кольца и т. д. Семейство 130/150 должно перекрыть спектр мощностей от 200 до 650 л. с. (при восьмерки). А вдруг будем делать 12-цилиндровую модель, то выйдем и на 800 сил.

Ставим задачку поднять ресурс до 1 млн. км, понизить удельный расход горючего до 140-141 г/л.с. в час, а удельную массу — до 2-2,3 кг/л.с.

К огорчению, такой достойный преемник семейства 130/140 вряд ли поменяет его обозримой перспективе на конвейере. В случае если перечислять трудности, каковые мне назвали на заводе, окажется плач Ярославны… повинет, плач Ярославского моторного. Всецело хватит одной: завод не имеет оборудования, нужного для массового производства таких движков.

Базовый шестицилиндровый ЯМЗ-650 существует в нескольких экземплярах, проходящих стендовые тесты, а что будет потом — покрыто темнотой…

Превосходно хоть с семейством 102/122 заморочек значительно меньше. В его разработке участвует Заволжский моторный завод. Результат совершённых им рекламных исследовательских работ возможно выразить 2-мя словами: Толькой давай!. Один лишь ЗИЛ хотел бы для Бычка 30 тыщ таких движков в год, да Павловский автобусный 9 тыщ, да столько же Курганский. Заинтересовались и горьковчане — забрали бы для грузовиков ГАЗ-3309…

А ведь обращение до тех пор пока идет лишь о четырехцилиндровой рядной модели ЯМЗ-460. В случае если развивать это семейство, создавая модели с числом цилиндров от 1 до 8, потребность будет еще больше.

Подумалось: вот бы взяться ярославцам за данный проект на несколько лет ранее! Смотришь, находились бы сейчас твердо и не ожидали бы, как спасительную инъекцию, очередные экономные миллионы. Превосходно, что в итоге нашелся деятельный партнер — Заволжский моторный.

А не покажись он — похоже, сами бы по-настоящему не обнаружили…

При выезде из промышленных ворот снова повстречался грузовик с медведем. А ведь, пожалуй, данный зверек — весьма успешный символ Ярославского завода. Замечательнейший, умный, на практически все талантливый, но временами впадающий в спячку…

Случайные статьи:

Маша и Медведи — Рождённые в СССР (Ностальгия, 2010)


Статьи по теме:

  • Яша и медведь

    МЕДВЕДЬ и яша ЭКОНОМИКА Отечественная марка МЕДВЕДЬ и яша Молвят, имя — это будущее. Какой она будет на данный момент у Ярославского шинного? Дмитрий…

  • Мишки растут в медведей

    МИШКИ&на данный момент; Растут В МЕДВЕДЕЙ ЭКОНОМИКА Проекты МИШКИ Растут В МЕДВЕДЕЙ За год будущее нового семейства микроавтомобилей стала определеннее….

  • Требуются на работу

    ТРЕБУЮТСЯ НА РАБОТУ РЫНОК АВТОПРОМ Материалы подготовил Леонид САПОЖНИКОВ ТРЕБУЮТСЯ НА РАБОТУ О судьбе запорожского проекта компании ИВЕКО. Заглавие…