КАК МЫ ДОЕХАЛИ ДО Величавого УСТЮГА
ПУТЕШЕСТВИЯ
КАК МЫ ДОЕХАЛИ ДО Величавого УСТЮГА
Читателям журнальчика — автотуристам, точно, запала в память публикация годовой давности под заглавием Как мы не доехали до Величавого Устюга (ЗР, 1996, № 5). Умелый автопутешественник Арсентий Теркель, доверившись Атласу авто дорог (ошибиться может каждый), отмахав 1300 км, так и не сумел выполнить собственную голубую мечту — узреть город на красивой женщине- реке Сухоне. Дороги, обозначенной в атласе, не было и в помине, и, чтобы достигнуть цели, было нужно сделать крюк еще в …
1100 км. Заканчивая собственный грустное повествование, создатель писал: Ну, а что касается отечественной заветной мечты, то мне бы весьма хотелось поведать читателям журнальчика, как в последующий отпуск мы доедем до Величавого Устюга. Он сдержал слово.
на данный момент мы двинулись к священной цели уже вторым способом: выехали из Москвы по Ярославскому шоссе и, миновав Вологду, по дороге Москва — Вельск — Архангельск добрались до поворота на Тотьму. Перемещение тут мелкое, в практически всех местах чернело новое покрытие, но надежных съездов для ночлега не достаточно — местность около болотистая. Все-же удалось найти пригорок у опушки леса, где мы и поднялись.
По окончании столичных преступных страхов нас сперва не оставляли мысли о безопасности, но никто ни тут, ни потом на всем пути нами не заинтересовался. Ну и некоему было в этих достаточно пустынных местах.
В Тотьму въехали по большенному мосту через Сухону. Негромкий, фактически сплошь древесный провинциальный город размещен при впадении в нее малеханькой речки Песья Деньга. Тут во второй половине 30-ых годов XVI века для защиты от набегов казанских татар был поставлен обрубленный острог.
Сохранилось пара каменных церквей XVIII века, выстроенных не специалистами-архитекторами, а строй мастерами и артелями-каменщиками, каковые не ведали ни об строительных чертежах, ни о существовании классических ордеров. Конкретно эти монументы классической местной барочной архитектуры и выделяют Тотьму из многих вторых мелких городов Севера.
Неповторимый спектр присваивают городу древесные мостики через многочисленные овраги с лестничными сходами по косогорам и где-то сохранившиеся древесные тротуары. Изумила громадная и весьма увлекательная экспозиция предметов народного мастерства, быта и истории сухонского края в местном краеведческом музее, основанном в конце прошедшего века.
На окраине Тотьмы — Свято-Суморин монастырь, величавые постройки и массивные стенки которого видны уже издали. Заезд в монастырь — через главные ворота по красочной сосновой аллее, ведущей к бывшему братскому корпусу, а на данный момент гостинице Монастырские кельи, где номера (бывшие кельи) чистенькие и дешевенькие, а машину возможно поставить прямо у окон.
В Тотьме нам было нужно решить, как лучше проехать в Устюг. Было два варианта: 1-ый, беспроигрышный, через Никольск, до которого годом ранее нам оставалось 9 км, а сейчас фактически четыреста, и 2-ой, более мелкий, повдоль Сухоны (250 км), но вызывающий колебание. В ГИБДД, комфортно расположившейся в бывшей Воскресенской церкви постройки XVIII века, нас от него отговаривали.
И все таки, взвесив собственные способности (как-никак на Запорожце едем, а не на Мерседесе) и положившись на сухую погоду, мы покатили по недлинной дороге на Нюксеницу, до которой 114 км хорошего шоссе. Не доезжая 9 км ранее населенного пт — поворот вправо и указатель Величавый Устюг.
Дорога от Нюксеницы до Устюга еще строилась. Это стало возможным лишь сейчас, в то время, когда в рамках президентской программки Дороги Рф соорудили мост через Сухону. От него потом шло асфальтированное шоссе, позднее грейдер, а в обход недостроенного участка — 40 км объезда по старенькой дороге, иногда гравийной, иногда грунтовой, местами узенькой и разбитой и, по всей видимости, в плохую погоду не всегда проезжей.
Но местность около — заглядение, большое количество грибов, имеется съезды к красочным берегам, видятся старенькые деревни с красивыми зданиями, увенчанными резьбой, и реки со необыкновенными наименованиями, точно, угро-финского происхождения (Сученьга, Рекшеньга, Коченьга). По окончании объезда — асфальтированная дорога до самого Устюга. Всего от Нюксеницы — 140 км.
Наконец отечественная мечта сбылась! Мы въезжаем на центральную, соборную улицу города. С огромным энтузиазмом, еще не веря, что это свершилось, наблюдаем по сторонам, пока нас не останавливает жезл автоинспектора.
Выяснилось, от эйфории мы не заметили запрещающего символа и едем по пешеходной территории.
Величавый Устюг — мелкий город со своим необыкновенным, приметным видом, показался около середины XII века и раскинулся на пара км повдоль левого берега Сухоны. Более преждевременное селище пребывало у юга и слияния Сухоны. Из этого и заглавие — Устюг, вторыми словами в устье Юга.
В центре города среди пестрого обилия церквей и колоколен возвышается величавый Успенский собор — основной муниципальный храм. Главная часть его выдержана в важных монументальных формах. Перед собором уже в наши дни воздвигнут монумент другим первопроходцам и Дежневу-устюжанам.
Вкусившие вкус туристы, балованные красотой ветхих русских городов, мы были ошеломлены многообразием и многочисленностью церквей и храмов в мелком городе. Неповторимое очарование присваивают городу кроме этого и высочайшие колокольни и многоярусные церкви, растянувшиеся повдоль реки, фактически подступающие к самой бровке берегового откоса. А на реке, как и в древние времена, — древесные мостки, куда со всего города мимо церквей и храмов хозяйки везут в тачках и телегах или несут в корзинах белье для стирки.
На втором берегу Сухоны — древная Дымковская слобода с 2-мя замечательно стоящими на берегу храмами XVIII века. Через новый мост быстро добираемся в том направлении, а позднее на отечественном пути — Троице-Гледенский монастырь (на данный момент филиал Устюжского краеведческого музея), основанный на рубеже XII — XIII столетий. Снутри собора сохранился красивый резной пятиярусный иконостас.
При подъезде к монастырю в деревне Морозовицы нельзя не затормозить у огромного древесного дома, увенчанного необычно росписью и прекрасной резьбой. Всю эту красоту сделал его обладатель — пенсионер. И в грядущем мы неоднократно убеждались, что традиции северного древесного зодчества живут и сохраняются.
Если вы возжелаете ночевать не в городе, а на природе, то отзывчивые местные жители с готовностью посодействуют найти хорошие места. Назовем два из их: на крутом берегу Малой Двины в 5 километрах от дома отдыха Бобровниково и на берегу речки Ламанихи, старенького речного русла Юг, что в 14 км от города по шоссе Величавый Устюг — Никольск.
Покидали мы Устюг в хорошем размещении духа: нам удалось узреть то, о чем хотели многие годы, насладиться красотой рукотворных монументов старины, глубочайшей и неподражаемой северной природы. Возможно и ворачиваться, но мы, что именуется, уже раскатились. Захотелось поглядеть Сольвычегодск, а вдруг повезет, то и проехать повдоль Северной Двины по дороге, обозначенной в атласе … пунктирной линией.
Не буду вдаваться в Ремонт и эксплуатация отечественного грядущего путешествия (см. схему), сообщу лишь, что до Сольвычегодска мы добрались с 2-мя переправами: по новенькому понтонному мосту через Северную Двину и на пароме через реку Вычегду, которая с прилегающими к ней местами еще с XVI века исторически связана с фамилией Строгановых — богатейших негоциантов севера Рф, поставивших 1-ые солеварни и основавших данный город. Дальше отечественный путь лежал на Березонаволок по лесным, полевым дорогам, каковые дали подсказку нам местные жители. Тут нас ожидали не только только чудесные пейзажи, да и встречи с красивыми монументами ветхого древесного зодчества, среди которых выделялась Дмитриевская церковь постройки 1784 года с потрясающим шатром на 40-метровой высоте.
Из Березонаволока по понтонному мосту мы переправились через Уфтюгу — приток Северной Двины — и спустя пара часов были на последней переправе уже через саму Двину в районе Красноборска.
А потом дорога повела нас повдоль данной чудной реки мимо огромного количества сёл и сел. Нас постоянно поражалигромадные дома-крепости, замечательные, высочайшие, с одним или 2-мя теплыми срубами и широким скрытым двором под одной неспециализированной кровлей. Весьма жалко, что многие из их ветшают и исчезают. Но, к счастью, не все предано забвению. Группы реставраторов-энтузиастов выполняют собственные летние отпуска на восстановлении местных монументов древесного зодчества.
Результаты их благородного труда мы узрели воочию: мелкую шикарную древесную церковь (1665 год) в селе Пермогорье; древесную церковь с колокольней (1793 год) у деревни Сельцо и другие.
Самой северной точкой отечественного путешествия стал город Березник, откуда мы развернули к себе по автостраде Архангельск — Вельск — Москва. Дорога к Вельску идет повдоль огромного притока Северной Двины — реки Вага и весьма красива. Ночевали в верховье Ваги, а на последующий денек были дома.
За все отечественное путешествие мы ни при каких обстоятельствах не столкнулись с дефицитом бензина, масла или продовольствия. Потому, планируя на Север, не следует загружать машину тем, что возможно купить в дороге.
АВТОПУТЕШЕСТВИЕ № 46 (12-23 августа 1996 года)
Москва-Вологда- Тотьма-Великий Устюг-Сольвычегодск-Красноборск-
Березник-Вельск-Вологда-Москва
Проехали: 2717 км
Форсировали реки: Волга: Сухона, Вычегда, Северная Двина, Уфтюга, Вага;
понтонные мосты — 2, паромы — 2.
Проезжали за денек: весьма 707 км за 13 часов, мало 83 км за 2 часа.
Ночевали: в машине 6 раз, в палатке 3 раза, на сеновале 1 раз, в отеле 1 раз.
Случайные статьи:
- Как правильно форсировать поршневой двигатель по объему тюнинг двигателя тюнинг своими руками
- На счет 10
VLOG ДЕНЬ 3 Доехали до Великого Устюга ❄💥🎄
Статьи по теме:
-
Доехать до Тикси …Колеи в полуметровом снегу опять стали расходиться – ну прямо как рельсы. К таким «стрелкам» мы уже привыкли – в 9 случаях из 10 они,…
-
Величавый БЕЗЛЮДНЫЙ фото из архива редакции КОЛЕСА БЕЗ СТУПИЦ 2500 ЛЕТ СПУСТЯ Конкретно столько прошло с момента изобретения колеса. Изменялось в нем…
-
Как доехать до азс на пустом баке?
Правда ли, что, добавив в безлюдный топливный бак воды, возможно дотянуть до бензоколонки? Уничтожим (или реабилитируем) старейшую легенду! Начнем с…