ДАЙТЕ В РУКИ МНЕ ГАРМОНЬ
ТЕХНИКА
отечественное знакомство
СОЧЛЕНЕННЫЙ АВТОБУС ИЗ ЛИКИНО
ДАЙТЕ В РУКИ МНЕ ГАРМОНЬ
НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
В 60-х годах на улицах огромных городов показались венгерские автобусы-гармошки Икарус-180, а с 1973 года — именитые Икарус-280, каковые и поныне составляют костяк автобусных парков столицы. Российских аналогов очень огромного класса ранее не делали, но жизнь принудила. В январе 2003 года на Ликинском автобусном заводе приступили к выпуску ЛиАЗ-6212 вместимостью 180 человек.
ТЯНИ Или ТОЛКАЙ?
Новый автобус сотворен на базе ЛиАЗ-5256, созданного еще 20 годов назад. Все же, отечественная гармонь немногим проигрывает зарубежным. Так как в ней обширно применены качественные завезенные из других государств агрегаты и узлы — без их на данный момент не выстроить такой автобус.
К примеру, при размещении мотора в заднем свесе прицепа тяги или тросы для управления ТНВД и коробкой было нужно бы тащить на 17 метров! Тут весьма кстати пришлись электронно-управляемые южноамериканский дизель Катерпиллер-CAT-3126 в 300 л. с. и германская гидромеханическая коробка Фойт-DIWA851.3E. Толкающая схема разрешает понизить уровень пола, уменьшить загазованность и шум в салоне, отрешиться от более дорогих горизонтальных модификаций мотора.
Но у толкающей схемы собственная неувязка — курсовая устойчивость. Прицеп, напирая весьма рьяно, способен сложить гармонь на скользкой дороге. Чтобы не допустить этого, применили электронно-управляемую гидросистему с аккуратными гидроцилиндрами на поворотном круге.
Сигнал о начале складывания от его датчиков поступает на компьютер — он сокращает обороты мотора.
ГИДРАВЛИКА В КВАДРАТЕ
Самый узнаваемый у автобусников Рф — 230-сильный Катерпиллер-3116 количеством 6,6 л (Евро II). Такие с 1995 года ставят на ЛиАЗ-5256. Известен и их ресурс. В питерском 30-м автобусном парке мотор отходил 680 тыс. км на линейной машине. Сервисмены САТ разобрали ветерана и оценили износ всех сопряжений.
Вердикт — желательна подмена вкладышей и колец, да и без нее мотор набегал бы еще 200-300 тыщ: так как кроме того канавки под верхние кольца в металлических головках поршней не выработались!
Но таскать прицеп этому мотору тяжеловато. Не неудача, имеется САТ-3126 количеством 7,2 литра и мощностью 300 лошадок, со так же впечатляющим ресурсом. Его совокупность питания HEUI — одна из последних разработок компании. Давление в насос-форсунках создается не механически, как в большинстве случаев, а гидравлически — дополнительным масляным насосом наибольшего давления. солярка и Моторное масло поступают в две магистрали, проходящие повдоль головки цилиндров.
6 насос-форсунок соединены с этими магистралями, наряду с этим масло проходит масляную полость форсунки и соединяется в поддон. По сигналу блока управления в форсунке перекрывается сливной масло и клапан, перемещая ее плунжер, начинает сжимать горючее до 2000 кгс/см2. на данный момент сигнал от мозгов мотора идет к электрическому топливному клапану форсунки.
Сначала впрыскивается около 5% требуемого горючего, и уже в данный раскаленный шар по второму сигналу форсунка досылает оставшиеся 95%. Давление в камере сгорания наращивается плавненько: так же равномерно вырастают и нагрузки на Ремонт и эксплуатация. Рабочий процесс аналогичен с предкамерным дизелем, лишь более экономный.
Из этого небольшой расход горючего, исполнение Евро III, тихая работа и ресурс дизеля.
В СВЕТЕ Имеется ТАКАЯ DIWA…
По Москве кроме того на юркой Оке ездить не легко, а на длиннющей колбасе легко кошмар. Непросто каждые 15-20 секунд переключать передачи, ну и сцепление пылает и скоробливается резвее, чем на самосвале. Другое дело — гидромеханическая передача (ГМП): она показалась еще во второй половине 60-ых годов XX века на ЛиАЗ-677.
Вобщем, львовская ГМП была весьма средней — ломалась непредсказуемо, иногда через 30-40 тыс. км.
Германский концерн Voith (Фойт) еще с 1986 года пробовал найти жёсткого русского напарника для производства ГМП. Фактически добрая половина европейских автобусов прогуливаются с фойтовскими коробками, имеется филиалы в Соединенных Штатах, Бразилии, Индии, Китае, а втиснуться на русский рынок — еще больше укрепить собственные позиции. Казанское моторостроительное объединение с его авиационными разработками подошло идеально.
В 1995 году первую партию коробок DIWA установили на ЛиАЗ-5256.
Ресурс их при соответствующем обслуживании миллион км. Но в отличие от ГМП Львов-3, где ротор ретардера смонтирован на первом промежном валу, тут тормозит сам гидротрансформатор — так надежнее. Руководит им не отдельный рычаг, как на многих импортных автомобилях, а тормозная педаль, что более в большинстве случаев для водителя.
В случае если замедление недостающее, врубается рабочая тормозная совокупность.
Казанскую ГМП возможно состыковать и с другими движками, поскольку ее картер выполнен по эталону SAE. К примеру, с новейшей шестеркой ЯМЗ или длинноходным КамАЗ-740.50, что существенно понижает цена автобуса и упрощает сервис.
КУДА РАЗВЕРНУЛ, В том направлении И ВЫШЛО
Подвеска ЛиАЗа в большинстве случаев пневматическая, унифицирована с ЛиАЗ-5256 — для заднего мостов и среднего однообразная. По углам Д-образного сварного подрамника-дышла смонтированы четыре пневмобаллона и рессоры. Балки мостов соединены с кузовом реактивными штангами.
По отзывам эксплуатационников, конструкция крепкая и надежная, а у автобуса с ней нет клевков при торможении и поперечного наклона в поворотах.
НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ
Что толку от миллионного ресурса агрегатов, в случае если кузов автобуса через 5 лет съест ржа?
Потому его фосфатируют два раза: сначала заготовки труб, позднее перед расцветкой и грунтованием — в сборе. Колесные арки, ступени и наружные панели у отечественной гармошки из покрытого цинком страницы. Способ крепления — сварка. Грунт по оцинковке нужен особый, потому закупают Мобихел&на данный момент;, но краска ярославская.
Кузов по низу и арки колес обработаны ввезенным антигравием, ну и на фермы мастики не жалеют. Исходя из этого и обещают, что дыры в кузове покажутся не ранее чем через десятилетие.
В третье тысячелетие российские автобусы въехали с полом из бакелитизированной фанеры. Наилучшего не придумать — экологически незапятнанный, крепкий, водостойкий и недорогой материал. И покрытие.
Кстати, автобус без внутренней обшивки и сидений едет в Москву, на Тушинский завод для сборки салона. Как лучше настилают пластик пола и надежнее прикручивают сидения бывшие создатели Бурана, сообщить тяжело, но с ликинским салоном гармонь была бы недороже.
…Нажимаю на D, снимаю с ручника, додаю оборотов движку (его и не слышно) — автобус плавненько трогается и медлительно ползет к остановке. Пассажиры уже заждались.
С мотором в прицепе.
В ногах правды нет, но имеется вместимость.
Случайные статьи:
Дайте в руки мне гармоньПровожанье
Статьи по теме:
-
ИЗ РУК В РУКИ МЫ И АВТОМОБИЛЬ /РЕВИЗОР ИЗ РУК В РУКИ НЕТ Собственной — ЗАБЕРУ ЧУЖУЮ ТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВ, ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ В случае если отыскать в…
-
Рука – владыка В массовом производстве популярны три типа автоматов – гидромеханические, вариаторы и без того именуемые боты. Базовый ЭЛЕМЕНТ 1-ые,…
-
РАЗРЕШИ ПРИКУРИТЬ! КЛУБ Автовладельцев /ПО НАУКЕ РАЗРЕШИ ПРИКУРИТЬ! ПУСКАЯ ЧУЖУЮ МАШИНУ, Возможно ОСТАТЬСЯ БЕЗ Собственной ТЕКСТ / АНТОН УТКИН Картина…