В прошедшее на Испаньоле
Идея проехать по Монголии на автомобиле зародилась с покон веков, не так долго осталось ждать по окончании того, как во второй половине 80-ых годов двадцатого века в тех краях завершилась моя работа. В памяти навечно осталось великолепие одичавшей татарской природы.
Настоящая возможность выполнить загаданое показалась по окончании приобретения джипа UAZ 3160, взявшего прозвище «Испаньола» в честь корабля капитана Смоллетта из «Острова сокровищ» Р. Стивенсона.
Семь дней мы ехали на нем из Москвы, пока как-то днем не завершился асфальт – ну вот мы и в Монголии! Настроение немного поднятое. Включаю погромче «Марш танкистов» А.Чернецкого.
ЗДРАВСТВУЙ, МОНГОЛИЯ! МЫ Возвратились!
Дорога идет ввысь. Кругом захватывающие виды. На вершине перевала (2630 м по GPS) пирамидка из камешков: «обо» – обычный алтарь поклонения духам. У монголов каждое место имеет собственных духов, с ними лучше дружить.
Подходим к «обо», кладем на вершину пирамидки подарки – монетки и камни – и просим у духов фортуны в пути.
К вечеру приехали к озеру Толбо-Нур, где был запланирован 1-ый дневной отдых. Ночкой ветром сорвало палатку. Переставил «Испаньолу» с наветренной стороны и привязал оттяжки к машине.
Так и уснули под подвывание ветра, запутавшегося в канатах.
Стоянка водителей-дальнобойщиков по-монгольски – это около 10-ка юрт на перекрестке дорог. Таковой комплекс придорожного сервиса: юрта-столовая, юрта-гостиница, заправка, иногда – подобие автосервиса со сваркой. Одним словом, кемпинг, а поточнее – «юртинг».
Весьма трясет, дорога как стиральная доска. Скинул давление в шинах. Трясти взаправду стало чуток меньше, но не так долго осталось ждать поплатился за данный непонятный комфорт.
На следующем косом прыжке в колее улетел в кювет: разбортировалось заднее правое колесо. Возможно сообщить, подфартило – отвертелся легким испугом. Шину смонтировал, колеса подкачал до нормы.
Заодно устроили обеденный привал. Татарский арбуз был весьма сладким.
Дорога к Баянхонгору около самого города проходит через низину. Только-только прошел сильный ливневой дождь. Дорога в протяжении полутора-двух км вся залита, местами ее пересекают мутные бурные потоки. «Испаньола» с уверенностью форсирует водную преграду. В неких местах вода доходит до фар, поближе к городу в ней появляются плывущие островки слипшихся градин.
Но дно твёрдое, и мы без приключений выбираемся из мутного потока.
От Арвайхэрэ до Улан-Батора асфальт. То и дело попадаются туристские лагеря, отражается близость к столице и отменная дорога. На другой денек, вечерком мы разбили лагерь на озере Огий-Нур.
Тут восхитительная рыбалка. По многообразию рыбы с Монголией может соперничать разве что Нижняя Волга.
К полудню последующего денька, преодолев немногим более полусотни км среднего распутья, ставим палатки на красочном берегу реки Орхон. На этом месте я часто рыбачил 20 годов назад.
Через два денька едем к бывшему месту дислокации танковой дивизии. От гарнизона остались лишь развалины. Один из 3-х посаженных нами около дома тополей живой, разросся, а ведь был тоненьким прутиком!
Бродим в том месте, где была отечественная квартира, вспоминаем, где что пребывало.
Потом путь лежит к озеру Хубсугул. Лес делается больше и гуще, большое количество цветов, видятся эдельвейсы. Не зря эти места именуют Татарскими Альпами.
Через один сутки мы проезжаем по зеленоватой равнине реки Эгийн-Гол, единственного стока озера Хубсугул. Эгийн-Гол впадает в Селенгу, а она, со своей стороны, в Байкал. Хубсугул еще именуют младшим братом Байкала. Оба озера аналогичны по происхождению, строению, чистоте воды и по красе.
Действительно, омуля в Хубсугуле нет.
Проезжаем еще одну равнину естественных каменных скульптур. Замечательно! Лишь вот дорога перевоплотился в глиняную колею, усыпанную камнями.
На ночлег устроились в красочной бухте. До тех пор пока навигатор занимается ужином, забрасываю блесенку и тут же извлекаю ленка. «Будешь готовить?» – «Нет». Ленок снова обретает свободу.
В стороне ушедшего дождика – красноватая вечерняя радуга. Последние лучики заката отражаются в воде. Романтичный ужин в свете налобных светодиодных фонариков.
Пробудились поздно – пора выдвигаться. Из-за чего отпуск такой мелкий? Пожить бы тут недельку-вторую!
Дорога еще страшнее, чем день назад. На первой пониженной медлительно карабкаюсь меж деревьями на перевал по болотистой колее, испещренной камнями. Компьютер показывает рекордный расход: 85 л в расчете на 100 км.
Стемнело, крапает мелкий ливень. Преодолел с полдюжины бродов и заезжаю в очередной. Неожиданно «Испаньола» словно бы бы ныряет, фары на секунду уходят под воду: глубоко, но! Но наподобие все нормально: выезд уже совсем рядом, и внезапно машина быстро останавливается. Прибавляю газу – безтолку, ощущаю, что колеса роют, но машина ни с места, как словно кто-то ее держит за фаркоп. В ногах хлюпает, но движок исправно трудится, свет пылает.
Медлено сдаю вспять, но фактически за полуметра до берега та же картина – «уазик» останавливается, как словно бы упершись в стенке. Ну что ж, самое время совершить преграды и инженерную разведку. Открываю дверь и по пояс погружаюсь в прохладную воду. Сильный поток сбивает с ног, окунаюсь с головой. Подбираюсь к берегу, и все делается светло: прошел сильный дождик, вода вымыла под обоими берегами вертикальные метровые ступени. Машина появилась в ловушке крутых берегов!
Малость ниже по течению нахожу достаточно пологий береговой участок и выбираюсь на сухое место. Открываю двери, вода из салона стекает на землю. Я на собственной шкуре в очередной раз прочуял всю силу и правоту русского фольклора: «Не зная броду, не суйся в воду».
Последнее утро в Монголии. Погранпункт еще закрыт, мы коротаем время на высочайшем берегу Хубсугула. Уезжать не охото.
Делается жалко…
Случайные статьи:
Урок 4/7. Прошедшее время в английском языке. Past Simple. Елена Шипилова.
Статьи по теме:
-
2007 год значительно потрепал нервы автомобилистам. Новые деяния и законы правительства в ряде разных случаев носили более твёрдый темперамент в…
-
Honda pilot пройдет практически всюду
Внедорожный тест восьмиместного кроссовера Honda Pilot. Рекомендации цыганским баронам. У меня имеется два вопроса. 1-ый: большое количество ли в…
-
Фольксваген amarok прошел по следам шелкового пути
15-18 июля экспедиция «Громадное путешествие Amarok» прошла маршрут из Ставрополя в Сталинград нетривиальным маршрутом с посещением Арчединско-мелового…