У ИСТОКОВ РОСАВЫ
ЭКОНОМИКА
А что поставщики?
У ИСТОКОВ РОСАВЫ
Раз в год более 700 тыщ русских машин обувают в шины данной марки.
Леонид САПОЖНИКОВ
Росава — негромкая украинская речка в округах Белой как снег Церкви. Молвят, в эту точку в 80 км южнее Киева ткнул на карте пальцем Никита Хрущев, назначая место очередной общенародной стройки. По официальной же версии положение шинного гиганта избрали кибернетики при помощи ЭВМ…
Первую покрышку завод дал в первой половине 70-ых годов двадцатого века. А среди 80-х заместо диагональных шин начал производить круговые с металлокордом в брекере, для чего у именитых компаний — таких как Пирелли и Крупп — было приобретено новое технологическое оборудование.
Обладатели восьмерок и таврий первых лет выпуска не забывают белоцерковскую резину Ех-85, изготовленную по лицензии Пирелли. Это обозначение ущемило патентные права компании Мишлен, застолбившей буковку Х для собственных моделей. Был отыскан несложный выход: у Х убрали верхнюю половинку, к Е добавили вертикальный штришок — и та же шина перевоплотился в Бл-85, которую знают все.
На замену ей несколько лет вспять пришла BC-11.
на данный момент у белоцерковцев в серийном ассортименте 38 типоразмеров легковых шин. Количество выпуска в штуках непреклонно вырастает и во второй половине 90-ых годов двадцатого века превысил 5 миллионов. Всем на удивление и весьма многим на зависть завод трудится в три смены без выходных.
Но еще совсем недавно питать зависть к, в сути, было нечему: ОАО Росава ходило в долгах, как в шелках, и зарплату своим работникам выдавало покрышками — хоть реализовывай, хоть режь да ешь…
Феномен: производственные удачи не мешали катиться к банкротству. Корифей экономики господин Адам Смит от такового имел возможность бы тронуться разумом. Не имея денег, Росава приобретала сырье по бартеру, в обмен на собственную продукцию.
Однако условия безизбежно диктуют поставщики сырья — шины доставались им по дешевке, намного ниже себестоимости.
Пробовали обнаружить богатых инвесторов. Представители Мицубиси, Гудьира, Мишлена, очертя голову осмотрев создание, позволяли осознать: решение вопроса продлится несколько год. Спасаясь от неизбежного провала, ОАО Росава организовало СП под этим же заглавием с неизвестной ирландской компанией.
О подробностях этого прошлогоднего маневра начальники шинников предпочитают не гласить: весьма больно их за него клевали. Винили в том, что всю убыточную инфраструктуру (профилакторий, совхоз и т. п.) оставили в ОАО, 76% акций которого принадлежат стране, а в СП включили лишь шинное создание. Пользующаяся популярностью киевская газета заявила кроме того, что схожая практика приведет к уничтожению страны как для того чтобы.
И лишь совсем недавно в Украинском парламенте раздалась здравая мысль: основное — не то, сколько средств поступит в бюджет в итоге приватизации предприятия, в противном случае, как превосходно оно будет трудиться.
Эффект не принудил себя длительно ожидать. На чистом, не заблокированном из-за долгов банковском счете СП показались в далеком прошлом ожидаемые Энциклопедия грузовиков от реализации шин. Уровень бартера сходу снизился на порядок — с 92 до 9 процентов, и предприятие начало жить по простым экономическим законам.
На обочинах автострады Киев — Одесса в районе Белой как снег Церкви все еще ведут торговлю покрышками, но это уже не шинники, а перекупщики. Шинникам воно нэ трэба — зарплату им на данный момент платят гривнами и в срок.
Для справки. Об уровне цен на автостраде дают представление такие числа (в пересчете с гривен). Одну шину BC-11 размеров 165/70R13 и 175/70R13 реализовывают соответственно за 12 и 14 баксов, а всесезонную БЦ-20 175/70R13 — за 20.
Не требуется мыслить, что Росава делает лишь легковые шины: в ее ассортименте и грузовые, и сельскохозяйственные. Но из 5450 тыщ штук, выпущенных во второй половине 90-ых годов двадцатого века, легковые составили около 97%. Данный перекос закономерен в параметрах финансового кризиса: предприятия простаивают, грузоперевозчикам нечего возить, но усиленно крутятся в отыскивании дохода водители категории В…
Но обратимся к связям Росавы с Россией (слова-то, кстати, однокоренные!). Шестьдесят процентов белоцерковских шин — около 3 миллионов в год — поступают на АвтоВАЗ и русским торговым фирмам. А из Рф, со своей стороны, идет каучук и частично технический углерод.
Металлокорд поставляет, в главном, Белоруссия.
Шины Росавы помечены знаком Е8 — это указывает, сертификат у их чешский, весьма знатный в Европе. Все же, русский НИИШП (НИИ шинной индустрии) дополнительно инспектирует их на соответствие ГОСТу. Трудиться-то им предстоит не в щадящих европейских параметрах…
Технический директор СП Росава Виктор Тулук не без гордости продемонстрировал мне ежеквартальные письма АвтоВАЗа: На основании интегральной оценки, учитывающей различные нюансы деятельности, ваше предприятие отнесено к надежным поставщикам. Такой титул, как говорится, дорогого стоит. Но потерять его намного легче, чем заслужить.
Свидетельствует, основное для Росавы — не находиться на месте.
Случайные статьи:
У истоков: Станислав Гроф 1
Статьи по теме:
-
К ИСТОКАМ ВОЛГИ ПО ПОВОДУ СТОИМОСТЕЙ К ИСТОКАМ ВОЛГИ Съездив за жигулями в Тольятти (ЗР, 2000, № 4), без промедления отправляемся в Нижний — за машинами…
-
Вспять к истокам 100 годов назад авто делали из железа, кожи и дерева — никакого пластика и остального хим бесчинства! Равномерно, к 70-м годам,…
-
Смотрите ЗА КУРСОМ ЭКОНОМИКА Смотрите ЗА КУРСОМ Акции успешных компаний вырастают в стоимости. Алексей НАУМЕНКО, агентство АКМ Год 1999-й многие…