ФОРМУЛА СКОРОСТИ
ТЕХНИКА
/ПИТ-СТОП
ФОРМУЛА СКОРОСТИ
КОНСТРУКЦИЯ БОЛИДОВ ФОРМУЛЫ 1
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
ФОТО / DPPI, РЕНО, Ferrari
Раскаленный толпы и асфальт фанатичных поклонников; красотки в униформе команд и многочисленные журналисты; адреналин и безумные скорости; заоблачные цены на билеты и именитые гости… За полста лет существования гонок первой формулы их популярность сравнялась с футбольными баталиями. Выставить на такие престижные соревнования машину хотела бы, точно, каждая авто компания, но большие затраты по плечу немногим.
Избранные держат данные о болидах за семью замками. Но кое-что о конструкции самых стремительных и дорогих гоночных автомобилей все таки ясно.
ТРЕХЛИТРОВЫЙ ТАБУН
Соответствующий визжащий звук формульного мотора нельзя спутать ни с чем. В случае если громаднейшие обороты мотора обычной легковушки иногда превосходят 6000-7000 об/мин, то пульс формульного сердца получает 18 000 об/мин. В такой раскрутке мотора кроется один из главных секретов энерговооруженности болида.
При разрешенном количестве 3 л мощность получает 900 лошадок, масса — 100 кг с мелким, а размер сравним с… кокер-спаниелем (сопоставление от команды БМВ-Вильямс).
Раскрутить мотор еще посильнее в принципе возможно, но… довольно глупо. Во-1-х, с ростом оборотов лавинообразно растут потери на трение: приходит момент, в то время, когда они просто съедают прирост мощности и КПД мотора падает. Во-2-х, при разгоне болида до 360 км/ч силы инерции, действующие на поршень в нескольких направлениях в каждом из 10 цилиндров, уже получают 11 тысячь киллограм, угрожая порвать движок на кусочки!
Эти силы практически убивают мотор всего за одну гонку.
В итоге, третьим яблоком раздора стал механизм газораспределения, просто не успевающий наполнить цилиндры топливной консистенцией. Так как на 18000 об/мин время открытия клапана ничтожно не достаточно — тысячные толики секунды.
Электрическая РЕВОЛЮЦИЯ
К началу 90-х внутренность болидов заполучила сегодняшний вид. Основной бортовик выслеживает и корректирует положение дроссельной заслонки, дозу горючего, давление масла и температуру охлаждающей воды, степень сжатия… Это лишь часть из более чем 2-ух 10-ов основных черт, за которыми в течение всей гонки наблюдают механики в боксах. Не считая инфы, переданной пилотом по радио, команда приобретает телеметрические информацию о состоянии автомобиля.
В то время, когда болид проходит повдоль полосы пит-стопа, сигнал от бортовика за толики секунды передается на командный.
В общей трудности о здоровье автомобили докладывают выше двухсотен датчиков, а суммарная протяженность проводов, расползшихся по болиду, получает 1000 м. За редчайшим исключением гоночные конюшни доверяют разработку электрических совокупностей спецам — к примеру, компаниям Маньети Марелли или TAG.
КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ
Конечно, гонщику не по силам проанализировать все сведенья, да в этом и нет необходимости. Основным источником инфы для него помогает… управляющее колесо!
Функции управления электрическим приводом газа, рассредотачивания тормозных сил по осям а также управления сцеплением — под ногами у пилота всего две педали, не смотря на то, что сцепление и не автоматическое — также возложены на управляющее колесо.
Человечий фактор в формуле свидетельствует весьма практически все: инженеры идут на предлогу у пилотов и подгоняют машину под их нрав и вкусы. Потому у каждой команды личный взгляд на то, какими функциями обязан обладать компьютерный руль. Роднит их, пожалуй, одно — цена.
Современная формульная баранка, бесплатно что весит чуток более килограмма, 100’ит как солидный автомобиль , а ее сервис отбирает у спеца несколько денек.
Законодательство ПОЛЕТОВ
Смерть в первой половине 90-ых годов двадцатого века 1-го из самых броских пилотов формулы — Айртона Сенны стала вехой в истории гонок. С сих пор их неотклонимым атрибутом стал дополнительный компьютер, делающий роль чёрного коробки — аналога самолетного бортового самописца. Стало возмможно с высочайшей точностью вернуть картину аварии и предотвратить трагедии в будущем.
Сейчас, в соответствии с регламенту соревнований, любой сезон предваряет серия крэш-тестов, разрешающих оценить уровень безопасности формулы.
Твёрдая ПОСТУПЬ
Совсем ровненькое покрытие автострады, казалось бы, снимает необходимость разламывать голову над хитроумными подвесками. На практике все По другому: над элементами шасси конструкторы бьются с не мельчайшим упорством, чем над движком или коробкой.
Не смотря на то, что уже не легко изумить мир новейшей схемой размещения узлов, любой сезон привносит конструктивные конфигурации. К примеру, в сегодняшнем сезоне Ferrari подготовила весьма малогабаритную коробку, высвободившую место в районе задних колес. Этим не преминули пользоваться инженеры-подвесочники: установили рессоры не вертикально, а горизонтально, подвесив их к углепластиковым рычагам.
Кстати, фактически все эксплуатация и Ремонт изготовлены из титана и композитных материалов. Изюминка формульных подвесок — возможность быстро поменять опции под определенного пилота или автостраду.
СТОП, МАШИНА!
…Стартовая ровная неожиданно перебегает в крутой поворот — гонщик сбрасывает скорость с 300 до 50 км/ч на участке всего в 100 с мелким метров. Сейчас он испытывает перегрузки до 4g, кровь приливает к очам с такой интенсивностью, что на долю секунды пилот кроме того может потерять зрение. Тормозам автомобили тут также приходится несладко.
Несмотря на температурную стойкость, карбоновые диски, раскаляющиеся до 750°, за гонку из 28-миллиметровых преобразуются в 20-миллиметровые. Осадить разогнавшуюся машину по силам лишь суппортам с шестью поршнями в каждом.
НА ДИЕТУ
Все технические новшества, будь то изменение конструкции мотора или шасси, последние 50 лет преследовали одну главную цель — скинуть вес.
Нынешние правила предугадывают мельчайшую массу заправленного автомобиля с гонщиком — более 600 кг. Практически всем команд по силам сделать наименее томную машину: тесты легких сплавов и пластиков не прекращаются ни на один денек. Для чего?
В случае если конструкторы смогли весьма уменьшить машину, у их появляется возможность распределить оставшиеся килограммы балласта так, чтобы достигнуть наилучшей развесовки и, как следствие, маневренности.
Процесс строительства кокпита весьма затратен и сложен, требует громадных разработок. Неординарную ткань из кевларовых и углеродных нитей, пропитанную клеящими составами, накладывают на шаблон эксплуатация и Ремонт и подрезают. Позже прессуют выкройку с каркасом из дюралевых сот и отправляют в автоклав для окончательного застывания.
За ранее модель кокпита в масштабе 1:2 продувают в трубе — так как аэродинамика автомобили более принципиальна, чем сверхмощный агрегат.
СКАЗКУ СДЕЛАТЬ Бывальшиной
Недавняя реконструкция центра проектирования формулы 1 компании Тойота обошлась в четверть миллиона евро, но на данный момент в распоряжении команды 35000 м2 производственных и исследовательских площадей. Но эти Энциклопедия грузовиков не израсходованы напрасно, и дело кроме того не в рекламе средством гонок. Опыт, купленный при разработке формульных машин, пригодится в штатском автомобилестроении.
Недаром, кстати, механиков конюшни Хонда с удовольствием берут на работу в легковое отделение компании…
Без формулы 1 была бы неинтересна не только только Подвескаивная жизнь. Возможно, мы еще длительно не узрели бы на серийных автомобилях противобуксовочные и другие электрические совокупности, пластики и композитные материалы оставались бы прерогативой авиаторов, а активные подвески так и не сошли бы со страничек научно-популярных изданий…
За всю историю гонок формулы на Ferrari ставили четырех-, шести-, восьми- и двенадцатицилиндровые моторы. С введением современного регламента рабочий количество мотора уменьшили с 3,5 до 3 л, а число цилиндров — до 10. Мощность этого красавчика — выше 800 л. с.
Один из первых функциональных рулей Ferrari: лопатки переключения передач и сцепления соседствуют с клавишами включения и радиосвязи монитора. На руле кроме этого кнопки нейтрали и ограничителя громаднейших оборотов для соблюдения скорости на пит-лайн.
Механики Мак-Ларен — Mercedes настраивают машину перед гонкой.
Правильно гонщик обязан выкарабкаться из кокпита длиной 850 мм максимум за 10 с.
Благодаря ремням безопасности и сверхпрочному монококу Ральф Шумахер не пострадал в жёсткой аварии на старте Гран-при Австралии.
ЗА Секунду ГОНКИ…
…коленчатый вал совершает 300, а колесо 50 оборотов; поршни преодолевают расстояние в 25 м; в мотор подается 450 л воздуха; в совокупности зажигания происходит 1500 вспышек; бортовик просчитывает 150 000 черт; пилот успевает перевести 5 передач вниз и может скинуть скорость с 310 до 185 км/ч; болид разгоняется до сорока километров/ч, для чего ему требуется расстояние длиной в полтора собственных корпуса; передвигающийся со скоростью 350 ниссан/блюберд автомобиль пройдет 100 м.
В БОКСАХ
В каждой команде трудится около 70 человек. На пит-стопе автомобиль обслуживают 22 механика. Для роли в Гран-при команды привозят 30 тысячь киллограм оборудования, а также 3 автомобили, 10 движков и 21 компьютер.
Случайные статьи:
Математика 5 класс. Формула пути s=vt
Статьи по теме:
-
Формула 1 10 нелегальных технологий
1. Граунд-эффект Узнаваемый «автомобиль-крыло» – Lotus 78 – заново открыл «Формуле-1» аэродинамику. Профилированное дно болида было предназначено для…
-
На всей скорости ТЕХНИКА Презентация LADA REVOLUTION На всей скорости ВАДИМ КРЮЧКОВ. ФОТО Создателя Революция — это… Да при чем тут Робеспьер, выстрел…
-
За рамками формул Вобщем, в Европе воображать «Тоталь» нет потребности. Во Франции подавляющее число заправок окрашено конкретно в цвета данной компании,…