Визит главы КНР Ху Цзиньтао в Россию несколько дней назад ознаменовался не только открытием Года Китая в Российской Федерации. На переговорах Россия разрешила понять, что ее не устраивает роль сырьевого придатка Поднебесной.
Китай и Россия в далеком прошлом говорят по принципу рыночной экономики: доходы, затраты, польза. декларации — и Остальное слова. Где совпадают интересы — выходит плотное сотрудничество, где нет — употребляются декларации.
Но неувязка в том, что динамика взаимоотношений 2-ух государств изменяется практически на глазах: Китаю меньше необходимы от Рф уже кроме того «железяки». И все чаще вопрос ставится так: дайте нам газ и нефть, лес, в последнем случае, лицензии (не готовые продукты, а конкретно технологии), другое, благодарю большущее, но мы сделаем сами, стремительнее, лучше и дешевле.
За 14 лет структура китайского экспорта в Россию претерпела видоизменение. В случае если в 1990-х годах базой китайского экспорта в Россию были продукты легкой и текстильной индустрии, продукты питания (порядка 70—80% поставок), то сейчас толика этих товарных групп сократилась до менее чем 60%.
С 2003 года в товарной структуре китайского экспорта в Россию все больший вес стали занимать продукты с большой добавленной ценой — электронно-вычислительное оборудование, подробности и агрегаты, оборудование для электротехнической отрасли. Китайские машиностроители, производители бытовой и офисной техники за 5 лет прирастили экспорт продукции в два раза — с $2—2,5 млрд. до $5,2 млрд. в 2006 году.
У Рф же выше 2-ух третей экспорта в Китай приходится на так называемый «джентльменский комплект» — энергетическую и металлопродукцию, удобрения, цветные металлы и круглый лес, кроме этого другие продукты сырьевой группы.
Наклон стал так очевиден, что Москва начала все чаще и чаще возвращаться к теме. Так, в завуалированном виде это было показано и на переговорах главы КНР Ху Цзиньтао с президентом премьером и Путиным Фрадковым. Они недвусмысленно намекали, что сотрудничество меж РФ и Китаем в энергосфере — это превосходно и полезно, но имеется так как и другие хорошие внимания точки сотрудничества.
«Вы хотите увеличить доступ к нашим углеводородам, приобретать газ и нефть по фиксированной цены, хотите трубу на Китай? Превосходно. Лишь сперва покажите собственный размещение к русскому технике и оборудованию, однако не военного назначения» — так обрисовал обстановку источник в русском правительстве.
В 2006 году в общем количестве товарооборота ($29 млрд.) меж КНР и РФ толика машиностроительной продукции составила $5,6 млрд. Да лишь на русского продукцию было нужно лишь $250 млн.
Впредь до 2004—2005 гов кое-какие виды продукции русского машиностроения пользовались в Китае достаточно устойчивым спросом. Действительно, по большей части со стороны госорганизаций и компаний, осуществлявших программы развития в сферах авиакосмической индустрии, энергетики (а также ядерной), кроме этого в военной индустрии. И из Рф ввозились энергоблоки, запчасти и реакторы к ним, металлообрабатывающие станки, микроэлектронные комплектующие и интегральные схемы, измерительное оборудование и т.п.
Но сейчас обстановка меняетсяглазах. Будь у Рф конкурентоспособная продукция машиностроения, возможностей прирастить ее долю в экспортных поставках по большому счету и китайских а конкретно было бы больше. Да, глава Ху и президент Путин договорились о разработке Китайско-русской палаты в сфере машинотехнической торговли, что, возможно, и окажет помощь разнообразить перечень товаров.
Но пока в ходе переговоров китайская сторона показала решимость закупить 14 комплектов и энергоблоков оборудования для тепловых электростанций, кроме этого забрать опцион на 10 среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-204-120.
Увидим: «машиностроительный кризис» в русско-китайских отношениях стал следствием а также неспособности России выполнять обязательства в самый раз и на высоком уровне.
С задержкой на пара лет реализуется подписанный в 2001 году договор о поставке в Китай 5 Ту-204-120. На грани график работ по вводу первых 2-ух блоков Тяньваньской АЭС в Ляньюнгане (провинция Цзянсу). Не случаем Путин на протяжении визита экспозиции АЭС на китайской выставке в Москве надеется, что ввод станции в эксплуатацию случится «в срок».
И все же китайцы до тех пор пока тянут с предложением Росатома заключить сделку на постройку в Ляньюнгане третьего и 4-ого блоков. По всей видимости, сперва желают убедиться в отечественной пунктуальности.
В конце 1980-х и в протяжении 1990-х годов с ролью русских, а позднее русских организаций в Китае было выстроено с дюжина тепловых электронных(по большей части среднего размера). Но работы на этих объектах уже фактически завершились.
В Министерства экономики сохраняют надежду, что финишу этого года Россия может довести размер поставок машиностроительной продукции приблизительно до 4% от общего объема экспорта в Китай (на данный момент — 1,5%). Не смотря на то, что может произойти и вторая динамика: по сведениям «Профиля», в РАО ЕЭС сейчас изучают возможность закупок китайского оборудования для обновления русском электроэнергетической инфраструктуры.
Дайте больше нефти!
«Мы договорились об углублении сотрудничества в энергетической, инвестиционной, научно-технической сфере для продвижения в этих отраслях огромных совместных проектов», — заявил по окончании переговоров с Путиным Ху Цзиньтао. Стороны не открывают содержания договоренностей в энергосфере, но, "Наверное," китайцы пока не смогут получить доступ к русским стратегическим активам.
Прибывший на выставку в Москву представитель China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) Чжоу Хунбо сказал «Профилю», что компания весьма желала бы войти в какой-нибудь проект на Каспии «на взаимовыгодных условиях». «Но, — посетовал Чжоу, — нас в том направлении пока не приглашают». Чжоу по большому счету пожаловался на «неприветливый» инвестклимат на территории бывшего СССР. «Несколько лучше, — вычисляет он, — обстоит дело в Казахстане, страшнее — в Российской Федерации и Азербайджане».
Пока же речь заходит в основном (и это зафиксировано в обоестороннем замысле развития экономического сотрудничества до 2010 года) об повышении поставок русском нефти в Китай и участии Китайской гос нефтегазовой компании (CNPC) в работах по разведке нефтяных месторождений Восточной Сибири. Но кроме того в вопросах поставок нефти и газа большое количество спорных пт, связаны они вс м стоимостей, по которым КНР желала бы брать углеводороды.
Не серьёзный рынок
До тех пор пока русские госслужащие думают, как возвратить позиции в машиностроении (одна из позиций — «не достаточно опоры на огромные проекты»), китайские экспортеры удачно продвигают собственную продукцию в Россию. В соответствии с предварительным прогнозам, в течение последних трех месяцев этого года Нашавпервой за все годы лишится хорошего сальдо в торговле с Китаем.
В январе 2007-го если сравнивать с январем прошедшего года, согласно данным таможни Российской Федерации, российский экспорт в Китай уменьшился на 10,5%, в токак импорт из КНР увеличился на 58%. В 2006 году импорт из Китая, по сведениям Минэкономвития РФ, вырос на 77% (до $12,9 млрд.), меж тем российский экспорт в Китай — только на 20,7% (до $15,7 млрд.). Согласно данным МЭРТ, за 14копленное отрицательное сальдо КНР превысило $48 млрд.
Но, уверенны многие спецы, в действительности цифра вторая: она так как не учитывает теневой экспорт китайских товаров. К примеру, по полосы «челночной» торговли за 10 с лишним лет товаров в Россию ввозилось раз в год на $5—10 млрд.
А что все- будет к 2010 году, в то время, когда, как обещают побкдители 2-ух государств, количество обоесторонней торговли обязан выйти на уровень $60—80 млрд.? Вероятнее, предрекают спецы, большое отрицательное сальдо в пользу китайцев.
При всемнеобходимо заявить, что китайцы, в действительности, пока не прикладывают энергичных, системных упрочнений по продвижению собственной продукции на российский рынок. Так, господин Сяо Минь из шэньчжэньской компании China Imperial Porcelain, оснащенной западным оборудованием и производящей качественную фарфоровую посуду, сказал: в маркетинг собственной продукции в Российской Федерации его управление вкладываться пока не планирует, не смотря на то, что и вычисляет рынок весьма перспективным.
Однако экспорт в Россию у компании и без того растет на 20% в год. Предстоящее наращивание поставок, сказал Сяо Минь, будет осуществляться за счет поиска надежных партнеров. «Станете, — спрашиваем, — отыскивать россиян либо осевших в Российской Федерации китайцев?» — «Нет, не китайцев: в Российской Федерации не легко отыскать китайцев, владеющих достаточным уровнем порядочности и квалификации».
За полтора десятилетия бурного развития «челночной» и «народной» торговли на русско-китайском направлении сложилась весьма специфичная модель сотрудничества. Она базируется по большей части на серых схемах, на завозе в Россию поддельных низкокачественной продукции и брендов, создаваемой сотками фабрик, намерено нацеленных на российский рынок.
Да, огромные китайские компании, обладающие сертифицированными по западным стандартам фабриками, ставят задачу продвигать в Россию собственные торговые марки, желают вытеснить с русского направления более не сильный и не весьма чистоплотные компании. Представители огромного шанхайского бизнеса говорили, что кроме того желали бы не просто вклиниться в торговые сети Рф, а сделать собственные сбытовые сети. Но на их пути поднимается большое количество препятствий, а также создаваемых уже осевшей в Российской Федерации «китайской торговой мафией».
Но, по , Российская Федерация до сих пор остается для Китая далеко не самым приоритетным рынком: на РФ приходится менее 2% товарооборота Китая с внешним миром.
С внедрением данных проекта «Программы развития русско-китайского экономического сотрудничества (2006—2010 годы)», созданного МЭРТ РФ и Министерством коммерции КНР.
(с)www.profile.ru/
Случайные статьи:
Burito — По волнам
Статьи по теме:
-
Правительство России планирует в ближнем будущем ввести полный запрет на ввоз в страну машин с правым размещением руля производства Стране восходящего…
-
Прощание с «копейкой». что далее?
Прощание с «копейкой». Что потом?.. Десятилетия судьбы в изолированном от остального мира СССР, не считая иных иллюзий, оставили нам в наследие чувство…
-
Попал в катастрофу – что далее
Иногда в нашей жизни мы попадаем в, мягко говоря, не совсем приятные обстановки. К таким обстановкам в авто судьбы относится ДТП. Такая обстановка…