РУЛЬ, Руль И… БЫЧИЙ ХВОСТ
КЛУБ
Автовладельцев
РУЛЬ, Руль И… БЫЧИЙ ХВОСТ
Казалось бы, всецело простое устройство в автомобиле — руль — также имеет собственную историю, и достаточно увлекательную. Ведает Сергей КАНУННИКОВ.
Начнем с того, что существовал автомобиль совсем без руля! Водитель руководил им при помощи длинноватого изогнутого рычага. Сперва века за этим рычагом закрепилось меткое прозвище — бычий хвост.
Такое управление использовалось, в частности, на Даймлере 1899 года, Олдсмобиле 1901-го, выпускавшемся по лицензии русским Дуксом, и других моделях.
На многих первых машинах руль был некруглым. Обод с огромным вырезом, как у современного самолетного руля, имел ктому же вертикальный рычаг для удобства руления. Фактически все штурвалы тогда размещались горизонтально.
Они были мелкого поперечника с толстым ободом — фактически как сейчас.
Равномерно и угол наклона управляющий колонки приблизился к современному. Толстые рули делали из дерева, с тремя-четырьмя спицами. В наши дни обод из дерева — знак особого престижа.
А вот количество спиц уменьшалось и в 1955 году дошло до одной: односпицевый руль на Ситроене-DS19 стал, во-1-х, одной из составляющих сенсационности автомобиля, а во-2-х, фирменной чертой следующих ситроенов.
Кнопка звукового сигнала среди руля показалась в 30-х годах. Но уже тогда управление звуковым знаком на неких машинах было вынесено на отдельное кольцо. Такая конструкция сохранялась достаточно длительно.
Она знакома по Победе третьего поколения, Волге ГАЗ-21, VAZ 2101, ИЖ-412.
В 50-х годах из америки пришла мода на тонкие ободы рулей с весьма утопленной, как тогда числилось, неопасной ступицей. Узкие рули, считавшиеся шикарными, еще как-то были оправданны на американских автомобилях с гидроусилителями. Европейские же узкие рули, а именно на тех же VAZ 2101 и ИЖе, вспоминаются без симпатии.
В 30-40-х годах на неких машинах, к примеру на Татре-87, показались рули со спицами, собранными из достаточно узких пружинящих проволок. Предполагалось, что при аварии такая конструкция будет смягчать удар водителя о руль. Но показалась вторая опасность — ступица оставалась на месте, а проволоки при сильном ударе иногда рвались, причиняя другие травмы.
Идея некруглого руля не утомляется будоражить воображение стилистов. На Империал-Кастом-Саутгемптон 1960 года руль был приплюснут в высшей части. Сейчас подобные рули в стиле формулы 1 предлагают некие спец компании.
Но на формульных болидах рулевое сверхчувствительное — перехватывать баранку не требуется, не то что в обыденных автомобилях. Кстати, на рули формул выведено кнопочное управление различными совокупностями, а также переключением передач.
Быстросъемные рули применяют на гоночных автомобилях с 30-х годов — без этого в кокпит просочиться невозможно. А на серийном Мерседесе-300SL первого выпуска руль был не смотря на то, что и несъемным, но откидывающимся. По другому сесть в тесноватый Подвескаивный автомобиль с весьма высочайшими порогами просто не получалось.
Рис. 1. Совокупность управления Де Дион-Бутон, сочетающая практически руль, рычаг сцепления, ручки моторного тормоза, опережения зажигания и… акселератора.
Рис. 2. Управляющее колесо Панар-Левассор с ручками газа и опережения зажигания.
Случайные статьи:
Бычий хвост с айвой
Статьи по теме:
-
Меж РУЛЕМИ КОЛЕСАМИ КЛУБ Автовладельцев Меж КОЛЁСАМИ и РУЛЁМ Необходимость сотворения управляющего механизма, хорошего от принятого на конных экипажах (в…
-
ГАЗ и РУЛЬ В ОДНОЙ БАРАНКЕ КЛУБ Автовладельцев Страница ИСТОРИИ ГАЗ и РУЛЬ В ОДНОЙ БАРАНКЕ У Панар-Левассора начала века органы управления были…
-
ЭНЕРГИЧНЫЙ РУЛЬ ТЕХНИКА Новинки &какое количество;ЭНЕРГИЧНЫЙ РУЛЬ Воронежский концерн Энергия вместе с Волжским авто заводом создал электроусилитель…