КАПЛЯ НА КИЛОМЕТР
Самое необыкновенное, что ярко раскрашенные, сверкающие одноместные «машины-капли» строят не мастера автоиндустрии, а девчонки и мальчишки – студенты и школьники. Уже более 20 лет «Шелл» организует в Европе эти молодежные состязания, дешёвые широкому кругу энтузиастов. Судите сами: стартового взноса в «Эко-марафоне» нет, ну и затраты на переезд к месту гонки устроители частично берут на себя.
Не следует в стороне и «Мишлен», чьи шины употребляют все команды: новые круговые покрышки себестоимостью около 200 евро (на которых, кстати, и был достигнут рекордно мелкий расход) французские шинники предоставляют бесплатно.
В текущем году «Эко-марафон» в первоначальный раз проходит не в один, а в три шага. На первом – во французском городе Ногаро – принимали участие около 200 команд из 18 стран. 20 5 наилучших направились в Клермон-Ферран на 2-ой ход, где и был установлен новый рекорд.
Оттуда отечественный фоторепортаж.
Соревнования прошли на полигоне «Мишлена» в красочной французской провинции Овернь. Это фактически безукоризненное место для установления рекордов экономичности. Во-1-х, местная автострада в отличие от Ногаро – ровненькая, без перепада высот.
А во-2-х, шинники употребляют ее лишь для дождевых опробований, потому тут нет наката резины в поворотах, к которой весьма весьма липнут шины, что значительно увеличивает сопротивление качению.
Участники выстроились на старте. Условия гонки ординарны: проехать 10 кругов (чуток больше двадцати километров) со средней скоростью более тридцати километров/ч (по окончании истечения расчетного времени финиш запирается). Но одолевает не просто самый экономный автомобиль: очки начисляются и по местам на финише, и по расходу горючего, а позднее суммируются.
Математикам приходится поломать голову: как найти баланс меж экономичностью и скоростью?
Так как движок на автостраде запускают лишь иногда, а подвод «посторонней энергии» по ходу заезда запрещен, его не охлаждают, как в обыденных машинах, а, наоборот, укутывают потеплее. В данной команде с бюджетом всего около 400 евро в год употребляют обыденное шерстяное одеяло. Несмотря на «непрестижный» интерьер болида, команда пробилась во 2-ой ход с хорошими плодами.
В «бензобаке» (мерной воронке на 20 – 50 мл) делают давление около 3 бар – это необходимо для простой работы впрыска (карбюраторных машин тут не встретишь), ну и потери на испарение меньше. Ресивером помогает… пластмассовая бутылка – перед гонкой ее накачивают воздухом. Многие панели изготовлены из углепластика – твердость им присваивает гофрированная структура страниц.
Из того же материала делают и колесные диски. 1-ые два заезда проходили на простых диагональных шинах. Их сопротивление качению – 2 кг на тонну полной массы автомобили. Для сопоставления: сопротивление легковой круговой шины в несколько раз выше – 8–12 кг/т. Круговые шины «Мишлен» обладают и совсем умопомрачительными чертами: при внутреннем давлении 6 бар их сопротивление качению всего 1 кг/т – как у жд колеса, катящегося по рельсам.
Это близкая к предельной величина: тут ключевую роль уже играется деформация не шины, а дорожного полотна. Но рекорды – дело узкое: в ходе занятий изношенные покрышки время от времени взрывались.
Небольшой вес пилота – 45 кг, потому за рулем в большинстве случаев низкие хрупкие женщины. Небольшой вес самого болида не ограничен.
Фаворит в общем зачете – команда № 2 из университета им. Поля Сабатье (Тулуза). Их болид трудится на бензине.
Для других видов горючего расход вычисляют по удельной теплотворной возможности.
Первенство в классе муниципальных прототипов (Urban Concept) захватила команда из Дании. Эти авто выше и значительно тяжелее, поскольку регламент включает большое количество «весомых» пт – в частности, дисковые тормоза на всех колесах.
Безотносительный рекорд экономичности снова, как и годом ранее, продемонстрировала команда № 9 из Цюриха. Ее болид обустроен электродвигателем на водородных топливных элементах. Громаднейшая мощность – 300 Вт, но для неизменной тяги достаточно 60–80 Вт. Мощность водородных ячеек избрали с припасом – 1000 Вт, что разрешило прирастить КПД.
Для уменьшения аэродинамических потерь данный автомобиль рулит как электрокар – задним колесом. А фронтальные колеса фактически без зазора запрятаны под обтекателями.
Случайные статьи:
Ручная ворона Капля
Статьи по теме:
-
Уаз-патриот капля литр сберегает
На большинстве машин «УАЗ-Патриот» установлены движки ЗМЗ-409. Как их диагностировать, разбирался Геннадий Емелькин. На «патриоты» устанавливают в…
-
На километр в небо Не достаточно разве что столиков в спинках в первых рядах стоящих кресел. Все второе – от электрорегулировок кресел до телевизоров –…
-
На каждом километре По итогам изучения Глобальной организации здравоохранения в год в мире на дорогах гибнет один миллион двести тыщ человек! Еще около…