Автомобильные новости на Рен клуб

Добро пожаловать!

Автомобильные новости на Рен клуб – это постоянно обновляющийся кладезь информации о том, что происходит в автомобильном мире.

Генезис скутера эпизод 1-ый

ГЕНЕЗИС СКУТЕРА: ЭПИЗОД 1-ый

фото из архива редакции

В противном случае живёт в Англии такой чудак — сооружает письменные столы, шкафы, остальные и диваны предметы обстановки и все — с моторами. И что самое классное — он на их ктому же документы ухитряется выправлять, а по окончании ездит (медлено, необходимо сообщить) по улицам, вгоняя обывателей в оторопь.

А идейка-то не нова!.. Уж 100 лет (и один год) прошло с того времени, как французский инженер Жорж Готье соорудил аппарат, незамысловато нареченный авто-кресло, по-французски Auto-Fauteuil (произносится как ото-фотой). Шикарное кресло на 2-ух колесах, со локотниками и спинкой!

Чтобы сделать посадку эргономичнее, Готье сделал просвет меж этим креслом и управляющий колонкой. Движок было нужно двинуть вспять, под сидение. Но ничего страшного — тем упрощается привод на заднее колесо.

Конструктор отказался от царившего в те годы пуска мотора при помощи велосипедных педалей: движок раскручивали съемной ручкой, как на машинах. От 500-кубового агрегата мощностью 2,75 л. с. на заднее колесо вела цепная передача — также выдающийся инженерный прорыв на фоне всераспространенных ременных. В итоге, колеса у Auto-Fauteuil поперечником меньше, чем у байков той поры… Возможно вы уж додумались, что вышло у Готье: само собой разумеется, 1-ый скутер!

Не так долго осталось ждать необыкновенного вида экипаж взялись копировать в мире. Многие очень и не мудрили — датский Elleham и голландский Le Meijer смотрелись прямо-таки правильными слепками с французской конструкции. А вот янки Лефебр творчески развил идею.

В его аппарате 1909 года, пышно нареченном New Era (вот так: новенькая эра, ни больше ни меньше) три принципиальных усовершенствования: растянутая до 1570 мм база, потому машина без упрочнений вышла 2-местной; сплошной полик под ногами водителя — дюралевая отливка размером 43х28 см; в первых рядах — рычажная вилка. Экипаж вышел на уникальность устойчивым (по последней мере, при прямолинейном перемещении), а водитель получил комфортную посадку.

Южноамериканские историки вычисляют New Era предтечей современных круизеров. Я же склонен именовать ее предком макси-скутеров.

Но мин. годы и годы, пока заложенные в New Era идеи дойдут до сердец янки. А в 1910-х годах на задворках больших городов США появилось совсем второе развлечение: дети устанавливали движки на самокаты (на южноамериканском варианте английского — scooter, от сленгового to scoot — бежать, удирать), и моторизованные таким макаром уличные банды получили неслыханную поныне динамику, наводя кошмар и ужас на жителей Нью-Йорка и Чикаго. Почин молодых преступников схватили промышленники, и идеальную в собственном роде конструкцию сделала в 1915 году Autoped Company of America: маленькие колеса (заднее закрыли кожухом), платформа-подножка, прямой раскладной руль; слева от фронтального колеса — нижнеклапанный 155-кубовый движок мощностью 1,5 л. с. И никакого седла — скутер (то бишь самокат) все-же!

Autoped’ы совместно с южноамериканскими вояками добрались до Европы — и привели к фурору! Многие европейцы разглядели в их (уже по окончании войны) дешевенький транПодвеска. Показался спрос, и предложение не принудило себя ожидать: лицензионное создание мотосамокатов освоили не в самых богатых тогда государствах — в Германии концерн Krupp, в Чехословакии компания CAS.

На волне вспыхнувшего энтузиазма освежили-причесали идеи и старенького хорошего авто-кресла: если не детками, то его прямыми потомками смотрятся французский Monet-Goyon Velauto и германский DKW Lomos. Но с настоящим размахом развернулись британские конструкторы — они одарили клиентов целым букетом экстравагантных новинок.

Самой успешной из этих автомобилей стала, пожалуй, Scootamota, спроектированная в 1919 году известным конструктором Грэнвилем Брэдшоу (меж иным, конкретно он сделал АВС — 1-ый байк с оппозитом в верной позиции). Маленькими колесами, поликом-подножкой и высочайшим, фактически вертикальным рулем она напоминала Autoped, но мотор — 125-кубовый верхнеклапанный агрегат с горизонтальным размещением цилиндра — разместился позади, он приводил в перемещение заднее колесо через вертикальную цепную передачу.

Не все были так прозорливы, как Брэдшоу. Многие заняли у Autoped не только только небольшие колеса, да и фронтальное размещение мотора. Но и это сослужило работу! Не достаточно кому нравились парящие в лицо и на одежку брызги масла — неминуемое зло у движков той поры, так что агрегат волей-неволей было нужно капотировать.

А войдя во вкус, невозможно тормознуть! И уже в первой половине 20-ых годов XX века на свет явился Unibus. Приглядитесь, поскольку все прошлые автомобили были похожим современный скутер, как этажерка братьев Райт — на современный МИГ: никакой для тебя защиты, ветер свищет прямо через аппарат.

В данной же — переходящий в фронтальное крыло развитой фронтальный щит, да стопроцентно закрытый табурет под сидением. Оба колеса — получите! — с рессорной подвеской! Благостную картину фактически настоящего скутера портит лишь одно: мотор расположен не под седлом, а в фронтальной части Unibus.

Сперва эти прикольные машинки расхватывали как жаркие пирожки! А не так долго осталось ждать радостные клиенты плевались, как словно бы кошатины объелись. Казалось, что скутеры первой волны явились на свет лишь для того, чтобы скомпрометировать идею. Неидеальные коробки, ненадежные моторы, хрупкие рамы — совместно все это не так долго осталось ждать отвратило от их сердца потребителей.

Уже к середине 20-х годов сериями не производили ни 1-го — ни 1-го! — мотороллера.

Но у скутеров были преданные фанаты — пилоты американских летающих цирков. О, это совсем особенное явление в истории Соединенных Штатов — в случае если хотите проникнуться его духом, почитайте Нет ничего, что случаем Ричарда Баха. По окончании Первой Мировой огромное количество юных летчиков осталось не у дел, списанные же истребители стоили сущие гроши. Так появились летающие цирки — свободные компании аэронавтов.

Они скитались по городам американской глубинки, завлекали зевак высшим пилотажем и показательными воздушными боями и за умеренную плату катали всех желающих. Средств лопатой не гребли (разве что окажется попасть на местную ярмарку), но жизнь свободная и при любимом деле. Наряду с этим тут скутеры?

Да все весьма легко — кроме того небольшие южноамериканские города велики по площади (ну не обожают америкосы чувствовать локоть соседа) — на кое-чем же было нужно добираться с пригородного поля до гостиницы и салуна. Автомобиль в кабину биплана не впихнешь, а раскладной мотосамокат — пожалуйста!

Эх, нет ничего, что всегда под Луною, а семьи и возраст не дружат с романтикой. Бывшая вольница послушливо перетекла в штат новорожденных авиакомпаний, остались лишь застарелые бродяги — такие, как Амелия Эрхарт, феминистка и лётчица. Ее-то на мотосамокате и узрел летом 1935 года юный янки Фостер Солсбери в аэропорту калифорнийского города Бербанк.

Тут его и озарило: вот он, дешевенький и экономный транПодвеска, так подходящий измученной кризисом Америке. Солсбери привлек к делу компаньона, инженера Остина Элмора, и вдвоем они сделали 1-ый Motor Glide — скутер, от которого отправилась уже постоянная череда автомобилей, тянущаяся до наших дней.

Собственный детище юные америкосы представили через полгода на местном авиашоу. Мелкие 5-дюймовые колесики на пухлых шинах, выполнявших роль пружинящих частей подвески, под седлом — 82-кубовый 2-тактный моторчик Evinrude Speedybike, с приводом на прижимающийся к шине ролик. Раскрутку собственному творению компаньоны совершили прекрасно: через рекламу в журнальчиках для любителей всяких механических кунстюшек. Лицом новорожденной компании стал узнаваемый летчик Роско Тернер — один из последних могикан летающих цирков.

Но чуток погодя не вкусившие вкус в твёрдых характерах огромного бизнеса юные спецы сделали неточность: в отыскивании подходящих движков обратились к Роберту Аммону, главе фирмы Cushman, производившей моторчики для газонокосилок и другой машинерии. Так, мол, и без того: не реализуете ли нам для начала тыщу ваших агрегатов Husky? Вот вам и чертежи отечественной автомобили, изучайте.

Хитрюга Аммон бумаги поглядел, попросил на 7 дней, дескать, для проработки заказа, а позже ответил сокрушенно: как обидно бы это не звучало, нет производственных свойств. И уже в конце 1936 года приятели-компаньоны, сокрушаясь, возопили: Пират!. Cushman выпустил на рынок собственную версию скутера под именованием Auto-Glide.

Это по версии Солсбери, Аммон же на склоне лет утверждал, что все было совсем по-второму. Дескать, неугомонный Тернер упал с неба в их город, наделал шума своим скутером, затем все мальчишки нужно будет строить собственные варианты по подобию и виду — благо у большинства отцы трудились на Cushman. И спецы компании изучали конкретно эти творения тинейджеров — грех так как не согнуться и не поднять то, что лежит под ногами.

В то время, когда же заявился Солсбери со своим предложением, вовсю шла разработка собственного проекта — исходя из этого, дескать, и было нужно от поставок отрешиться. Такой вот детектив… Справедливости для напомним, что Auto-Glide смотрелся красивее, чем Motor Glide, ну и на техническом уровне стал идеальнее: отменная капотировка, рама из штампованных профилей и цепная передача.

В случае если б Роберт Аммон оставался единственным, оценившим таким вот образом идею Солсбери, — еще добрая половина беды. Нет же, отправилась волна нецеремонного пиратства. За спиной одних предпринимателей стоял замечательнейший промышленный потенциал (так, велосипедная компания Mead Company реализовывала собственные скутеры под маркой Moto-Scoot, известнейший производитель игральных автоматов Rock-Ola — под своим именованием…), другие воображали собою такие же гаражные кооперативы, каков сперва была и компания Фостера Солсбери.

Как пробиться из вторых в 1-ые лишь за счет предприимчивости? Вы не поверите, но Солсбери это удалось! И сперва, за счет неизменных технических инноваций. Уже к сезону 1937 года компаньоны подготовили новейшую модель Aero Motor Glide, с укрытым под капотом 4-тактным мотором Johnson мощностью 0,75 л. с. и цепной передачей.

Через год — еще одна революционная новинка: модель 50 с автоматическим клиноременным вариатором и центробежным сцеплением — главными узлами, соответствующими для современного скутера. Компании Salsbury удалось стать фаворитом рынка, но вровень со злейшим соперником — Cushman. Склонные к прекрасным определениям южноамериканские журналисты присвоили Фостеру Солсбери титул Генри Форд мира скутеров.

Скутерная индустрия США в конце 30-х годов производила уже 10-ки тыщ автомобилей раз в год — впечатляюще! К счастью, к скутерам не прилип ярлычек транПодвескаа для бедняков — наоборот, они стали респектабельной штуковиной, попали на обложки шикарных изданий, на скутерах ездили звезды джаза и именитые Подвескасмены.

Журнальчик с именованием Popular Mechanics печатал аннотации: Как самому собрать скутер с мотором от старенькой стиральной машины (не удивляйтесь, стиральные машины и холодильники добрались в южноамериканскую глубинку ранее, чем электричество, а исходя из этого имели привод от бензиновых моторчиков). Так что приходится лишь дивиться тому, что целый остальной мир этого нового южноамериканского помешательства… не заметил! Вобщем, у него, мира, были заботы ответственнее: надвигалась война.

В то время, когда США врубились в боевые деяния, создание многих штатских видов продукции, кроме того автомобилей , воспретили. А вот скутеры взяли зеленоватый свет! Машинки, расходующие всего несколько л. бензина на сотку км, были к месту: рабочим требовалось на кое-чем добираться до мест сборки Летающих крепостей и грузовиков Studebacker.

Более того, армия также затребовала эти обычные и экономные аппараты! Компания Cushman кроме того создала особую модификацию для парашютистов-десантников.

Но в случае если по сути, то эра скутера наступила уже по окончании войны. Вобщем, это уже особая история.

Благодарю за помощь в работе и предоставленные фотоматериалы русского историка мототехники Евгения ПЕВЗНЕРА, южноамериканского знатока истории скутера Эрика ДРЕГНИ и головного редактора итальянского журнальчика Motociclismo d’Epoca Карло ПЕРЕЛЛИ.

Случайные статьи:

как я выжил на дорогах Бали ( эпизод#1 — выбираем скутер, аренда скутера)


Статьи по теме: