Наилучший ИЗ ДОВОЕННЫХ
фото Алдиса и создателя АТХОЛДСА
ТИЗ АМ-600 — ПРИВЫЧНЫЙ И Неизвестный
ТИЗ АМ-600, каковые производил Таганрогский инструментальный завод №65 имени Сталина, — пожалуй, самые идеальные среди всех довоенных байков русского производства. История их сотворения обычна для того периода мотопрома. По окончании отказа от производства байков на Харьковском автосборочном заводе в Таганрог передали документацию по тому 3М-375. Но сходу завод взял задание приспособить к условиям русских дорог забугорный макет — английский 600-кубовый BSA.
Для этого сделали группу разработчиков во главе с инженером Я.В. Когановым.
Рабочие чертежи байка, взявшего индекс АМ-600, составили в 1935 году. Хочу выделить, что, вопреки существующему воззрению, литеры АМ не означают армейский байк. Некие исследователи, упрямо повторяя эту версию, кроме того не хотят задуматься о том, помой-му они расшифровали в этом ключе литеры БМ, присвоенные многообещающим 1200-кубовым автомобилям этого же предприятия. Могу предложить вариант: Бытовой байк.
Это, конечно, шуточка, на самом же деле АМ и БМ были, по всей видимости, легко литерами, обозначавшими тип автомобили.
1-ые 5 умелых образцов выстроены в первой половине 1936 года. А в мае для того чтобы же года эту модель — по заводской документации ТИЗ-1 — утвердили в создание. Несмотря на то, что АМ-600 снаружи сильно напоминал макет BSA, конструктивно весьма отличался — в главном из-за усиления ходовой части и упрощения в целом.
К примеру, верхний треугольник рамы, литой у макета, на ТИЗ был сделан из 2-ух труб и 2-ух литых соединительных узлов. Передняя вилка забрана от BSA, но разумеется второй модели, большей кубатуры.
В целом ТИЗ АМ-600 был доброкачественной конструкцией в духе английской школы мотоциклостроения. В согласовании с канонами данной школы, коробка пребывала в отдельном картере, а щиток устройств размещался в бензобаке. Пуск кикстартером осуществлялся лишь через декомпрессор. Руль байка крепился к вилке через резиновые амортизирующие втулки.
На нем размещались тумблер света и кнопка сигнала, две крутящиеся ручки — справа дроссельной заслонки, слева опережения зажигания, две манетки (левая — декомпрессора, правая — воздушного корректора) и рычаги фронтального тормоза (справа) и сцепления (слева). Педаль заднего тормоза — слева по ходу байка. Любопытно, что на рабочих чертежах на виде сверху изображен спидометр типа Smith, установленный на верхней траверсе фронтальной вилки над фарой.
Но тогда русская индустрия так и не освоила создание этого четкого механизма, и спидометр — совсем второй конструкции — показался на байках ТИЗ лишь через три года.
Движок байка — 1-цилиндровый, нижнеклапанный, рабочим количеством 595 см3, с наклоненным вперед цилиндром. Коленчатый вал разборный. Совокупность смазки комбинированная — под разбрызгиванием и давлением.
Отдельная масляная магистраль смазывала направляющую втулку впускного клапана.
Карбюратор МК-17 типа Amal имел всецело современную для той поры конструкцию. Его корпус сперва изготавливали из латуни, позднее — из легких сплавов.
4-ступенчатая коробка практически стопроцентно повторяла конструкцию BSA. Сцепление — многодисковое, сухое: семь фрикционных дисков размещены меж железными ведущими и ведомыми. На левой цапфе коленвала установлен пружинный демпфер для сглаживания рывков в коробки, смазка цепи — через особенный патрубок, служащий сходу и сапуном мотора.
Целый механизм первичной передачи заключен в защитный кожух.
Сначала конструкторы предусмотрели внедрение в совокупности электрического оборудования магдино, т. е. объединенных в единый агрегат магнето и генератора (динамо по терминологии тех лет), но из-за задержек в освоении этого узла было нужно временно устанавливать простое магнето. Потому на Новинки Автопрома на заводе монтировали проводку, предусмотренную для схемы с магдино, а часть незадействованных проводов укладывали под щиток устройств.
Упоминания о магнето в заводской аннотации нет, но в Наставлении по войсковому парковому обслуживанию байка АМ-600 от 1938 года возможно найти особенный раздел о правилах ухода за аккумуляторными батареями, что начинается с фразы: Отсутствие на байках АМ-600 динамо требует очень кропотливого ухода за аккумом. Вторыми словами формально на всех чертежах и во всех руководствах магдино было, а фактически все электрическое оборудование, не считая совокупности зажигания, трудилось от аккума, что приходилось временами заряжать. Магдино МД-132 показалось, по всей видимости, не ранее 1939 года.
Любопытно, что проводка байка выполнена весьма отменно, и на каждом проводе крепилась латунная бирка с его номером.
Случайные статьи:
Япония: в детском саду прививают довоенные ценности (новости)
Статьи по теме:
-
Наилучшие автомобили до 500 000 рублей
Шевроле Lacetti Распространенный в современных качествах случай: нужен домашний автомобиль под следующие задачи: # воскресные поездки всей семьей (четыре…
-
Наилучшие автосервис авторемонт авто байки для новичков 2010 года
Спортивные байки для новичков — это обязательно Кавасаки Ninja 650R и Suzuki SV650S. Оба байка — лучшие авторемонт «Первые спортивные мотоциклы». Имея…
-
Назван наилучший автомобиль в стране восходящего солнца 2008 года
Назван лучший автомобиль года в Стране восходящего солнца, по сообщению ИА Bloomberg. Жюри, складывающееся из 65 японских журналистов, присудило победу в…