ИМЕНА ЗЕМЛЯКОВ ТВОИХ
К 850-летию Москвы
ИМЕНА ЗЕМЛЯКОВ ТВОИХ
Лев ШУГУРОВ
Заборы, окружавшие казармы, красили охрой — для праздничного вида. Это на окраинах. А в центре павильоны — на площадях Манежной, Пушкинской, Маяковского — вели торговлю по коммерческим, как их тогда именовали, стоимостям.
Не забудем, в осеннюю пору 1947-го ширпотреб и продукты еще отпускали по карточкам. И все равно это был Праздничек. Вот уже 18 месяцев нет войны, и казалось, потом нас ожидает радостная, радостная судьба.
Нужен был лишь трамплин, что помог бы ворваться в эту жизнь. И таким трамплином стали торжества по случаю 800-летия Москвы.
не забываю, как питал зависть к маме: она, коренная москвичка, взяла юбилейную медаль. Весьма красивую, побольше, чем другие медали, и исходя из этого неожиданно привлекательную, как редчайшие еще — кроме того на улицах столицы — победы. не забываю, как в один из праздничных, теплых еще сентябрьских вечеров мы ворачивались к себе в автобусе ЗИС-154.
Они были в диковинку, поскольку лишь два месяца вспять вышли на улицы. Голубоватый свет в салоне, свистящий рокот размещенного в хвосте дизеля, вход в салон — через дверь перед фронтальным колесом.
не забываю газету Русский Подвеска форматом в пол-таблоида. Именно в деньки празднования 800-летия столичный гонщик Иван Кириллов, прочёл я в данной газете, установил всесоюзный рекорд скорости на расстояние 1 километр с хода в классе 250 см3. Он продемонстрировал ошеломляющую тогда скорость — 145, 337 км/ч на трофейном гоночном байке ДКВ-УР CZ50. Не так долго осталось ждать начались преследования за так именуемые низкопоклонство и космополитизм.
Рекорд Кириллова длительно не могли побить, а вот марку байка сходу вычеркнули из таблицы всесоюзных рекордов. Но зажатый в моей пятерне Русский Подвеска тогда с экстазом писал о достижении Кириллова — презент к 800-летию!
Газета не упоминала прозвище этого гонщика — Иван Калита. Но из школьных книжек мы знали, кто первым носил это имя и что он сделал для Москвы. За ним пришли миллионы москвичей, каковые своим разумом, трудом, заботами множили достояние и славу столицы. Из их Разное авто мира составляют легион. Об одних вспоминаем часто, другие — полузабыты.
И по сей день, отмечая уже 850-летие столицы, не худо их хотя бы именовать.
Столичные промышленники, текстильные магнаты Степан и Сергей Рябушинские зажглись в 1916 году мыслью постройки в Москве авто завода. Они хотели утереть шнобель Форду и со рвением взялись за дело. Начали со сборки грузовиков ФИАТ, но октябрьский переворот затормозил это начинание. Рябушинских позже ругали большое количество и с радостью, но плодами их трудов пользовались. Завод АМО расширялся, стал заводом ЗИС, позднее ЗИЛ. Сейчас прошедший директорский кабинет изготовлен мемориальной помещением.
В том месте — портреты Рябушинских, других управляющих и Лихачева авто завода-гиганта.
Фактически всех этих директоров повидал на своем веку Николай Степанович Цариц. Я лицезрел его ранешние фото, в то время, когда тот еще в дореволюционные годы пришел на АМО: щеголеватые усики, галстук бабочкой…
Цариц собирал 1-ые АМО-Ф15, был мастером, контролером и дал заводу более полвека судьбы. В то время, когда я вхожу в Политехнический музей и вижу в авто отделе АМО-Ф15, я говорю для себя: частица Царица сияет в его фарах, посиживает в пара коряво обработанном коленчатом вале, затаилась в воздухе, накачанном в шины этого грузовика.
Совместно с Николаем Степановичем трудились на АМО дизайнер, как мы сейчас именуем эту специальность, Иван Федорович Герман — повелитель автобусов; отпрыск столичного заводчика, а позже конструктор легковушек Григорий Николаевич Лист; опытный админ, выросший из техников, Владимир Николаевич Лялин. Их уже нет, но живет дело, которому они дали собственную энергию, собственные возможности. Были амушки, позднее — захары, зисы-полтораста и вот сейчас — бычки.
Брались за разработку машин в Москве Бромлей и Дукс&в первых рядах;, делали прекрасные кузова Ильин и Братья Крыловы, изготовляли рессоры и карбюраторы на фабриках Мохова и Келлерта… Одни не выжили, другие ушли в другие отрасли индустрии, но имена хозяев этих компаний практически все означают для коренных москвичей.
Коренных москвичей не достаточно осталось, в особенности по окончании ужасающей войны 1941-1945 годов. Столица к тому же повсевременно притягивала провинциалов, гостей, в итоге, разных парвеню, но сохранила личный дух, личный настрой, собственные традиции. И в то время, когда прошедший автосборочный завод имени КИМ (дитя 30-х годов по имени и рождению) приступил сперва 1947 года к производству малолитражки, ее назвали Москвич.
Партия автомобилей модели 400, выпущенная незадолго до юбилея города, несла на левых боковинах капотов юбилейный знак. На древнеславянском щите красовались цифра и кремлёвская башня 800, выведенная уже позабытым тогда шрифтом церковных псалтырей.
Игорь Иванович Окунев, в ту пору гонщик и мотоциклетный конструктор, к тому же коренной москвич, почитал за счастье трудиться на Столичном мотоциклетном (бывшем велосипедном) заводе. Он принимал участие в разработке байков Москва моделей М5А, М1В, М1Щ, М3В и других, в главном экспериментальных автомобилей. Совместно с ним на заводе трудился и Иван Калита (Кириллов).
Сперва 50-х мотозавод поменял профиль — его втянул в личный омут ВПК; тогда Окунев поменял Москву на Москвич. На новеньком месте он специализировался в конструировании авто движков. Неточность — мыслить, что инженерная мысль на малолитражке в те годы спала. Рождались бывалые моторы 404, 405, 406, ДП — другие с незаурядными параметрами, кроме этого серийные движки моделей 407, 408, 412. Ко всем приложил руку Игорь Иванович.
Точно, самым известным стал Москвич-412.
Ожидаю, что упрекнут меня — какой Москвич, это так как БМВ! Но имеется второй взгляд на эту конструкцию, и я его фанатично дроблю: БМВ был одним из наилучших моторов собственного времени — так из-за чего бы Москвичу было не пойти по пути вариантов на данную тему. Вспомните варианты опытного музыканта Крейслера на темы отличного композитора Паганини: от их не убавилось славы ни тому, ни второму.
Добавлю к сказанному: варианты также требуют недюжинного мастерства и проф опыта. А столичные спецы — не только только в авто деле, да и в других областях — славились конкретно этими особенностями. К примеру, Окунев моделировал, а Бубнов Владимир Сергеевич показывал. На гоночных и автомобилях , на ралли и в кольцевых гонках, у нас в стране и за границей он с свойственным лишь ему мастерством, точно, на 120% демонстрировал плюсы марки Москвич — моторов и автомобилей.
И в этом смысле Бубнов и Окунев совместно делали общее дело, как обожал говаривать храбрец известного фильма Берегись автомобиля.
Гласить о столичном авто Подвескае и не именовать многих вторых, более выдающихся Подвескасменов несправедливо. Но лично для меня тот же Бубнов — не только только неоднократный фаворит страны, не только только сотрудник по прошлой работе, не только только земляк, но олицетворение всех столичных авто Подвескасменов, и в памяти моей — олицетворение Моего Города.
В случае если обращение входит об авто Подвескае — Москвы ли, страны ли в целом, то особое место в нем занимает фигура Леонида Леонидовича Афанасьева. Ученый в области авто перевозок, врач технических наук, ректор Столичного автодорожного университета Афанасьев 20 лет управлял Федерацию авто Подвескаа СССР. Добропорядочный и малость барственный, демократ и эрудит, он умело лавировал меж подводными камнями на пути отечественного авто Подвескаа.
Он привнес в него западный склад ума, очень сильно много сделал для развития интернациональных контактов.
Конечно, среди столичных ученых, внесших личный вклад в авто науку, необходимо именовать Чудакова и Зимелева, Брилинга и Великанова, а вместе с ними много других узнаваемых имен, но всех не легко в рамках одной статьи кроме того перечислить. А известный начальники авто индустрии и транПодвескаа — Лихачев, Гоберман, Коломников, а дизайнеры-стилисты Арямов, Молчанов, Ростков, а пропагандисты авто дела Сабинин, Энгельмейер, Берман — какое количество их.
Разное, о которых шла обращение, — лишь вершина столичного авто айсберга. на данный момент он фактически растаял, но мы не забываем, каким огромным и сверкающим он был. заслуги и Звания героев за выдающиеся свершения довольно часто присваивают посмертно. Покажется так как юбилейная медаль по случаю 850-летия отечественной столицы — так из-за чего бы не вознаградить ею — да, посмертно — москвичей-энтузиастов авто дела, о которых шла тут обращение.
Они выросли в Москве, трудились сперва на благо родного города и заслужили отечественное с вами признание.
Николай Степанович Цариц.
Игорь Иванович Окунев.
Леонид Леонидович Афанасьев.
Владимир Сергеевич Бубнов.
Владимир Николаевич Лялин.
Случайные статьи:
Я УГАДАЮ ТВОЕ ИМЯ ЗА 1 МИНУТУ
Статьи по теме:
-
Где твоя крыша? …Начало весны 1979 года. Франция еще не рассталась с остатками зимних сугробов, но мартовское солнце уже вовсю прижаривает. Лето…
-
В очередной раз я столкнулся практически «шнобель к носу» с вопросами безопасности за рулем. А правильнее — с упорным нежеланием признать, что ремень…
-
Потрясений не будет «ФОРД-КУГА»: Сначала Наша страна, Позднее ЕВРОПА В январе начинается создание нового «Форда-Фокуса» -отечественной основной премьеры…