Британская ЦУСИМА
фото из архива редакции
ПОСЛЕДНИЙ ШЕДЕВР BSA
До тех пор пока гром не грянет, мужчина не перекрестится — это, конечно, не про предусмотрительных англичан. Тем более не обвинишь в легкомыслии Берта Хопвуда, головного конструктора наикрупнейшго английского мотоциклетного концерна — BSA. Еще в первой половине 60-ых годов XX века Берт сообразил, что в какой-то момент рынок затребует чего-нибудь массивного и экстравагантного — и начал работату над проектом огромного многоцилиндрового мотора.
И нет его вины в том, что управление компании дало добро на воплощение замысла лишь через пару лет — в то время, когда соперники стали дышать в затылок.
Не считая того, шефы поставили перед Хопвудом очередное условие: весьма применять серийные узлы, эксплуатация и Ремонт и имеющееся производственное оборудование. Потому его ближний и Берт помощник Дуг Хиле забрали за базу 500-кубовый 2-цилиндровый движок Triumph Tiger 100. Обе марки тогда входили в один концерн, и новинка должна была показаться сходу с 2-мя именами: BSA Rocket 3 и Triumph Trident.
В конечном счете вышла конструкция, воплотившая в себя опыт британского мотопрома (а иначе, ставшая заложником его консерватизма). Рядный 3-цилиндровый 750-кубовый движок — со старомодным приводом верхних клапанов штангами от расположенных в картере распредвалов (личных для выпуска и впуска: один — перед блоком цилиндров, второй — позади). Чтобы сделать лучше термический режим для зажатого в центре цилиндра, Берт ввел в совокупность смазки масляный радиатор.
Богата новаторствами была и нижняя часть агрегата. Чтобы обеспечить равномерное чередование вспышек (а как направляться, и плавную работу мотора), конструкторы развели шатунные шеи коленвала на 120 градусов. Наряду с этим ковали коленвал плоским, а позже, нагревая его, присваивали подходящую конфигурацию. Чтобы понизить вибрацию и прирастить надежность, Хопвуд попытался сделать целый нижний узел весьма твёрдым.
Но малость перестарался: в случае если картер стандартных твинов состоял всего из 2-ух подробностей (крышки — не в счет), то конструкция тройки — из 5! Такой бутерброд получал весьма кропотливой сборки, порою с подгонкой по месту.
Конструкторы постарались любой из вариантов выдержать в фирменном стиле, соответствующем для марки. У BSA и Triumph были разные облицовки, бензобаки, крылья, кроме того рамы: дуплекс — у с покон веков 3 и одинарная — у Trident. Различались кроме того моторы! В случае если блок цилиндров у Triumph стоял строго вертикально, то у BSA — с мелким наклоном вперед.
Соответственно и картерные эксплуатация и Ремонт отличались. Наряду с этим в случае если у Rocket 3 они честно демонстрировали моноблочную конструкцию, то закорючки у Trident имитировали размещение коробки в отдельном блоке (совсем как у современных Triumph Bonneville). Унифицированными остались колеса, подвески, тормоза, глушители с неповторимыми тройниками на хвостах.
Мечутся белые как снег чайки,
Что-то встревожило их, —
Чу!.. Загремели раскаты
Взрывов дальних, глухих.
Создание близнецов началось летом 1968 года. Сперва сбыт оправдывал самые радужные грезы: рынок принял эти массивные автомобили (58-сильный движок гнал байк со скоростью 195 км/ч) с экстазом! В 1-ый год все сделанные байки уходили за океан — к богатым янки.
Те разметали все и получали еще!..
Но все переменилось в мгновение! Весной 1969 года на рынок вышла 4-цилиндровая Honda CB750 — и английский дубль на ее фоне померк, был быстро постаревшим, кроме того архаичным. Критики тут же заметили тяжеловесный стиль британской парочки, старомодное размещение устройств в одном кожухе с фарой.
У английских близнецов не выяснилось таких козырей сибишки, как 4-й цилиндр, фронтальный дисковый тормоз, электростартер, 5-я передача в КП. Налицо была и отличие в качестве — не в пользу англичан. А в довершение всего Honda и стоила дешевле!
В общем, BSA и Triumph оказались в положении уездных красоток: на вечеринке появляется настоящая прелестница — и с ними уже никто не хочет плясать.
В этом месте надеется принять картинную позу и патетически заявить: В случае если б не это совпадение, не погибла бы величавая британская мотопромышленность!. Что спорно. Разъедающие английский мотопром болезни были еще поглубже, и не только только обитатели страны восходящего солнца его прикончили.
Но факт остается фактом: конкретно отныне будущее английских байков (и отечественной сладостной парочки) быстро отправилась под откос.
А машины-то были хороши! В добросовестной схватке на дороге мотоциклист на BSA довольно часто обставлял соперника на Honda (не смотря на то, что на бумаге СВ750 превосходила соперника в мощности на целых 9 л. с., но выращенные на рисе лошади разумеется уступали статью британским рысакам). Лучше была и маневренность британцев, в особенности у BSA с его сильной дуплексной рамой.
Ну и его фронтальный барабанный 2-кулачковый тормоз с воздухопоглотителями (для наилучшего остывания) ничем не проигрывал новомодному дисковому.
Это не бездоказательные утверждения. В гонках серийных автомобилей (весьма фаворитных что у янки, что у англичан) форсированные BSA драли японцев в останки и пух! Вы, протестуя, вспомните, что в первой половине 70-ых годов XX века Дик Манн на Honda победил респектабельную гонку Дайтона, но так как уже в будущем году одолел в том месте же на BSA, наряду с этим установил рекорд прохождения круга.
А на втором месте пришел Triumph, на 3-ем — очередной BSA… Уверил?!
Случайные статьи:
видеорегистратор, ремонт и зимняя эксплуатация
Статьи по теме:
-
Приемлимо Британский Кошмар МЫ И АВТОМОБИЛЬ АВТОЗАРУБЕЖЬЕ Приемлимо Британский Кошмар Заглавие для этого материала я занял у передачи, вышедшей несколько…
-
ЭТЮД В Британских ТОНАХ А это еще что? Мое удивление было искренним – уходящая на право разбитая дорожка куда больше напоминала Подмосковье, нежели…
-
Новинки английского автомобильного салона 2008
С 23 июля по 3 августа в Лондоне пройдет Интернациональное авто шоу British International Motor Show 2008. Его участниками станут более 50-ти…