СЛОВО ИМЕЮТ Модификации
ТЕХНИКА
Тенденции
СЛОВО ИМЕЮТ Модификации
Миша ГЗОВСКИЙ
Каждогодная церемония вручения Вручения Оскара — постоянный предлог для журналистов посплетничать о жизни киношной богемы, обсудить самые эффектные костюмы и самые дорогие алмазы. Но в текущем году пресса не по привычке большое количество внимания уделила машинам, в каких звезды съезжались на праздничек. Виданное ли дело: бомонд поменял шикарные лимузины на модификации с 2-мя движками — внутреннего сгорания и электронным.
Мода? Демонстрация против нефтяной войны в Ираке? Не только только…
ЛЮБОВЬ К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ
Кандидатуру ДВС инженеры отыскивают фактически со времени рождения автомобиля. Еще в 1900 году на Глобальной выставке в Париже показали любознательный макет работы известного конструктора Фердинанда Порше — Лонер-Порше с 4-мя электромоторами в ступицах колес. Мощность каждого составляла около 5 л. с., а питали их батареи емкостью 300 А.ч неспециализированной массой 410 кг.
Эталон достигал 50 км/ч и проходил на одной зарядке полсотни км!
Как обидно бы это не звучало, машина вышла тяжеленной, дорогой и сверхсложной в производстве. Все же что-то схожее пробовали сделать в протяжении всего ХХ века. Но по-настоящему масштабные программки разработки вторых движков, поддержанные громадными производителями машин, показались только в 80-е годы прошедшего века, и лишь к концу 90-х потребители смогли оценить настоящие — серийные плоды.
Так, модель EV-1 от General Motors стала одной из первых попыток развернуть массовый выпуск электромобилей. Но несмотря на отказ от дорогих серебряно-цинковых и никель-кадмиевых батарей в пользу дешевеньких свинцово-кислотных, машина стоила более 30 тыс. долл.
За эти Энциклопедия грузовиков обладатель приобретал двухместный автомобиль с не громадным багажником (275 л), съеденным 20 шестью 12-вольтовыми аккумами неспециализированным весом 533 кг: это третья часть (!) полной массы автомобили. Батареи питали трехфазный электромотор переменного тока мощностью 102 кВт, которого хватало для заслуги скорости 129 км/ч. Припас хода EV-1 составлял 150 км, зарядка электроприбора занимала зависимо от типа зарядного устройства от 3 до 12 часов.
Не весьма заманчивые особенности отпугнули будущих клиентов: не помогли ни льготные условия кредитования, ни передовой стиль экологически незапятнанного EV-1. Не удалось ввести электрички в веса и вторым производителям. Хонда-EV Плюс и Ниссан-Алтима EV, Форд-Рейнджер EV остались в разряде умелых или, как Peugeot 106 Электрик, мелкосерийных. Яблоком раздора стало отсутствие недорогих, но энергоемких и легких аккумов.
ОДИН В ПОЛЕ НЕ Вояка
Снова отыщем в памяти Порше. Еще сперва ХХ века, лицезрев преимущества гибридной схемы и распробовав скрестить электронные мотор-колеса с двигателем внутреннего сгорания, он, в действительности, стал родоначальником гибридов. на данный момент данный тип автомобилей еще успешней, нежели электромобили, пробивает дорогу в судьбу. Два мотора — посильнее 1-го.
К тому же бензиновый или дизельный мотор может заряжать батареи на ходу, увеличивая пробег без дозаправки или подзарядки.
Применяют две главные схемы гибридных силовых установок — поочередную и параллельную (см. рис.). В первой бензиновый двигатель приводит генератор, а колеса крутят тяговые электромоторы. В параллельных гибридах для привода колес помогают как электромотор, так и ДВС. Эта схема до тех пор пока господствует, не смотря на то, что, в отличие от поочередной, обременена хорошей коробкой.
Но в любом случае ДВС гибрида трудится в более рациональном режиме, а при торможении энергия не исчезает невозвратно.
Применяя параллельную схему, Тойота еще во второй половине 90-ых годов двадцатого века выстроила модель Приус — 1-ый в самом деле массовый гибрид, входящий в тройку самых эконом в мире автомобилей (ЗР, 2001, № 11). Под капотом Приуса 1,5-литровый 72-сильный двигатель внутреннего сгорания с высочайшей степенью сжатия. Трудится он в щадящем режиме — максимум 4500 об/мин.
Никель-металл-гидридная батарея притаилась за задним сидением и питает 33-киловаттный электромотор.
В режимах стремительного разгона движки трудятся сходу, при размеренной езде бензиновый мотор совладевает в одиночку, а троганье с места и разгон до 16 км/ч даны на откуп электромотору. Приус развивает всецело приличные 150 км/ч, выбрасывает в воздух на 80% меньше вредных веществ, чем бензиновый собрат, расходует в среднем чуток больше 4,5 л бензина на 100 км. И однако стоит около 20 тыщ баксов.
Но Тойота недолго почивала на лаврах в одиночестве. Ответный движение сделала Хонда, воплотив собственный видение гибридной разработке в модели Инсайт. В отличие от 5-местного Приуса, Хонда вмещает всего двоих, но владеет более Подвескаивным нравом. При расходе горючего 3,4 л она способна преодолеть предел 100 км/ч наименее чем за 12 с, а максималка — 180 км/ч!
Все это — с трехцилиндровым бензиновым мотором — 999 см3! Конечно, собственную роль сыграли и отменная аэродинамика (Сх=0,25), и дюралевый кузов массой 162 кг. Но силовая установка хороша отдельного беседы. В пику Приусу она выстроена по поочередной схеме, наряду с этим весьма роскошно.
Заместо простого маховика на коленчатом валу установлен электромотор мощностью 10 кВт, в определенных режимах делающий роль генератора.
При размеренной езде Инсайт обходится бензиновым мотором, а электродвигатель трудится как генератор на протяжении торможения, заряжая обойму никель-металл-гидридных аккумов. Стоит утопить педаль, как электромотор выйдет из режима зарядки и дополнит 68 бензиновых лошадей восьмью электронными. На светофорах движок Хонды, как и Тойоты, выключается для экономии горючего.
Приус и Инсайт уже распроданы многомилионными тиражами, несколько таких завезли и в Москву. В прошедшем году только в Соединенных Штатах спрос на Приус вырос на третья часть, а количество продаж достигнул фактически 20 тыщ штук.
Но конструкторы не стоят на месте: в продаже показалась гибриднаяХонда Сивик с 10-киловаттным двигателем и электромотором внутреннего сгорания (1,3 л, 62,5 кВт/85 л. с.), снаряженным совокупностью зажигания с двойным поочередным искрообразованием. Расход горючего в среднем всего 5 л/100 км. Кстати, Сивик Гибрид отличается от обыденного лишь шильдиком на корме и задним сидением, которое невозможно сложить.
Тойота Приус второго поколения — последующий ход на пути гибридизации. Новинка экологически чище и экономичнее предшественницы. Силовая установка Гибрид Синержи Драйв располагает уже 50-киловаттным электромотором, действующий при напряжении 500 В. Увеличение мощности, конечно, повысило динамические особенности.
Не сложно: электромотор развивает 400 Н.м вращающего момента в спектре от 0 до 1200 об/мин, а ДВС прибавил в мощности по сопоставлению с предшественником 6 кВт/8 л. с. Мы практически все сообразили о Приусе с момента его дебюта в Соединенных Штатах 2,5 года вспять, — убеждает Дон Эсмонд, вице-президент Тойота мотор. — Более просторный, замечательнейший, наилучший в классе по динамике и экономичности Приус выведет бензоэлектрическую разработку в фавориты.
Что ж, похоже Эсмонд не хитрит: гибридные автомобили в самом деле стали еще дешевее и практичнее, чем каких-нибудь 5 годов назад. Новые разработки разрешили, в частности, обеспечивать средний срок работы батарей в 150 000 км. Принципиально важно, что гибридные автомобили компании производят уже не в убыток, они стали удачны.
потребителей и Производителей стимулируют пряником и кнутом, заинтересовывая первых в разработке гибридов, а вторых — в приобретении. К примеру, клиентам гибридных машин в Соединенных Штатах при подаче налоговых объявлений за 2003 год предоставят льготы в размере 2000 баксов.
ХРАБРЕЦЫ ЗАВТРАШНИХ ДНЕЙ
По самым оптимистичным прогнозам, уже к 2012 году закончат производить тойоты с хорошими бензиновыми и дизельными моторами. Похожие замыслы вынашивают Хонда, Форд, General Motors и Даймлер-Крайслер… В техническом замысле особых препядствий для этого не существует.
Способности комбинированных силовых установок, в отличие от простых ДВС, велики и раскрыты далековато не стопроцентно. А вот будущее незапятнанных электромобилей, по воззрению большинства ученых, весьма не радужное.
Усредненный КПД простого автомобиля — 18%, а электронного — 46%. Казалось бы, польза явна! Но все куда тяжелее.
Около 83% нефти в ходе перегонки преобразуется в бензин и попадает в баки отечественных машин, в то время как 25% энергии, затраченной на выработку электричества, доходит до розеток. В конечном счете эффективность от массового перехода к электромобилям не превосходит 10-20%, что не так и большое количество.
Ответ одних заморочек порождает новые. К примеру, рост потребления электричества значит строительство новых электрических станций. Наряду с этим в Соединенных Штатах, например, половину электричества производят, сжигая уголь.
Нарастить количество вдвое — свидетельствует пропорционально прирастить выброс окислов серы, наночастиц углекислого газа и сажи. Закон сохранения энергии никто не отменял, а исходя из этого резвый рост числа гибридов поставит новые вопросы. Так как на этих автомобилях также стоят батареи.
Неуж-то тупик? Будем оптимистами: перед населением почвы довольно часто уже поднимались, казалось бы, неразрешимые задачки. Но, в большинстве случаев, их получалось решить или, по последней мере, отложить до рождения более находчивых потомков…
Всераспространенные схемы гибридных силовых установок:
I. Параллельная ( Тойота Приус):
1 — ДВС; 2 — планетарная передача;
3 — генератор; 4 — батареи;
5 — инвертор; 6 — электромотор.
II. Поочередная ( Хонда Инсайт): 1 — ДВС; 2 — электромотор-
генератор; 3 — блок управления;
4 — батареи; 5 — коробка.
Тойота Приус 2004 модельного года (слева вверху) приметно просторнее предшественницы.
Моторный отдел Приуса: эмблема Тойоты красуется на инверторе, модифицирующем неизменный ток в переменный.
Хонда гарантирует работоспособность батарей на целый десятилетний срок работы Инсайта.
Агрегат Сивик Гибрид.
Случайные статьи:
Модификации танка Т-34 в масштабе 1:35 от фирмы MSD-Maquette
Статьи по теме:
-
Хорошее слово… через три года 1.5 очкей Волею Государственной думы в новеньком году начинает действовать поправка в закон об ОСАГО. С этого момента при…
-
СЛОВО ИМЕЮТ ВОДИТЕЛИ КЛУБ Автовладелец Автопарк ВСЕ Автомобили ИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГАРАЖА СЛОВО ИМЕЮТ ВОДИТЕЛИ АНТОН ЧУЙКИН В парке За рулем — около 2-ух…
-
СМЫСЛОВАЯ МОДИФИКАЦИЯ История «Сенса» началась еще в прошедшем веке. Поточнее, во второй половине 90-ых годов двадцатого века, в то время, когда СП…